Ямка (центральная) - это...

Небольшое углубление или вдавление в сетчатке. Когда свет поступает в глаз вдоль зрительной оси, он падает на часть сетчатки, называемой пятном сетчатки (или желтым пятном), в середине которого располагается ямка, довольно маленькая область, покрывающая только около 2 зрительного угла. Ямка плотно заполнена колбочками (и в ней нет палочек) и является областью четкого зрения. Когда вы фокусируете взгляд на объекте, вы поворачиваете глаз так, чтобы объект проецировался на ямку.
Яркости, Контраст~1. Относительная яркость двух стимулов. 2. Эффект изменения воспринимаемой яркости стимула в результате предшествующего или одновременного предъявления другого стимула. См. контраст.
Яркость~Термин, имеющий широкое употребление в ряде контекстов: 1. То измерениецвета, которое относится к положению в черно-белом континууме (здесь противопоставляется оттенку и насыщенности). 2. Воспринимаемая интенсивность любого зрительного стимула, зависящая от амплитуды и длины световой волны. Обратите внимание, что различные субъективные ощущения яркости вызываются разными цветами, имеющими ту же самую физическую интенсивность; например, Бецольда-Брюкке эффект, Пуркинье смещение, спектральная чувствительность.
Ясновидение~Гипотетическое экстрасенсорное восприятие отдаленного звука, объекта или события. Для общего обсуждения таких явлений см. парапсихология.
Ясности, Интервал~Период относительно нормального психического функционирования между приступами психотического расстройства.
Ятро~Составная часть слова, обозначающая лечебный, медицинский.
Ясность~Понятность, прозрачность, ясность, особенно сознания.
Ясновидение~Познание на расстоянии; в парапсихологии – познание событий с помощью экстрасенсорных средств.
Ятротропический Стимул~Событие или симптом, который заставляет человека обращаться за медицинским обслуживанием. Этот термин охватывает реальные симптомы и жалобы, а также в основном немедицинские стимулы, например медицинское обследование перед вступлением в брак.
Я, Эго~Один из важнейших терминов в истории развития психоаналитической теории. Принято различать раннее и более позднее значения Я, применяемые до настоящего времени. В ранних работах Фрейд иногда использовал термин Я для обозначения всей (психической) личности; иногда оно подразумевало организованную группу идей. Те из этих идей, которые могут быть допущены в сознание, и образуют Я. Другие же являются неприемлемыми и принадлежат бессознательному. Таким образом, в своей ранней концепции Я Фрейд делал акцент на защите, одной из основных его функций.В современном употреблении термин Я принято соотносить с более поздним фрейдовским определением Я как одной из трех основных частей психического аппарата (Freud, 1923). Хотя Я располагает сознательными компонентами, многие из его операций производятся на основе автоматических и бессознательных механизмов. Раннее значение термина Я в настоящее время заменено понятием Самости. При чтении психоаналитической литературы смысл, вкладываемый в термин Я, проще определить по тому периоду, к которому относится та или иная работа-Новорожденный ребенок существует в недифференцированном психическом состоянии, из которого постепенно развивается Я. Реализация матрицы Я-Оно основывается на взаимодействии двух факторов - конституционального (генетически обусловленного развития паттернов центральной нервной системы, органов чувств и тела в целом) и переживаний в окружающем мире при взаимодействии с объектами. Я занимает позицию между первичными влечениями, основанными на физиологических потребностях, и требованиями внешнего мира; в качестве интернализированных психических репрезентантов того и другого оно служит посредником между индивидом и внешней реальностью. Я воспринимает физические и психические потребности Самости, свойства и установки внешней среды, включая объекты, и оценивает, координирует и интегрирует эти восприятия, чтобы приспособить внутренние запросы к внешним требованиям; наконец, Я снижает напряжение, исходящее от влечений и желаний, разряжая их либо путем уменьшения интенсивности влечений, либо посредством преобразования внешней ситуации. Важной задачей Я является достижение оптимального удовлетворения инстинктивных стремлений за счет сохранения добрых отношений' как с внешним миром, так и со Сверх-Я (внутренним репрезентантом норм поведения и моральных требований). Для выполнения этой задачи необходимо защитное приспособление, редуцирующее необычайно сильные внутренние и внешние стимулы. В физиологическом отношении оргоны чувств устроены так, чтобы воспринимать только определенные стимулы, игнорируя либо редуцируя другие. Это особенно важно для младенца, не обладающего достаточно развитой защитой. (Физиологические механизмы младенца, служащие этой цели, проявляются в виде общего стимульного барьера или предохранительного щита.) В психическом отношении развиваются и сохраняются определенные защитные функции, предохраняющие от осознания конфликтных требований, исходящих от Оно (примитивных побуждений, импульсов, биологических потребностей и т.п.) и Сверх-Я, если они продуцируют невыносимую тревогу.Для эффективной роботы отдельных функций Я (например, восприятия, способности передвигаться, намерения, антиципации, целеполагания, планирования, интеллекта, мышления и речи) необходимо их созревание в относительно свободной от конфликтов среде (концепция Гартманна о первичной автономии Я) или такое развитие, при котором они могут осуществляться без чрезмерных конфликтов (вторичная автономия). Согласно теоретическим положениям Гартманна и других авторов, психическая энергия, уходящая на этот конфликт, нейтрализуется и, таким образом, становится доступной для дальнейшего развития Я. В качестве составной части своей адаптации к реальности Я должно также развить способность к относительно стабильным взаимоотношениям с объектами, в частности, с противоположным полом, от которого зависит удовлетворение инстинктивных потребностей. Индивид должен научиться формировать стойкие эмоциональные, дружеские взаимосвязи с другими с минимальными проявлениями враждебности (константность объекта).Не следует рассматривать Я в качестве некоего антропоморфного исполнительного органа или как часть головного мозга. Скорее, этот термин отображает полезный способ осмысления базальных аспектов человеческого поведения. Традиционно Я определялось как группа функций, которые развиваются, подвержены самым разным нарушениям и могут стать более эффективными благодаря психиатрическому и, в частности, психоаналитическому лечению.Функции Я многочисленны, и лишь немногие индивиды научаются использовать их в полной мере. Некоторые индивиды очень плохо функционируют в одних областях, но имеют явный успех в других (амбициозные, энергичные, успешные исполнители, не переносящие родительских требований; образованные и прекрасные ученые, до смешного неприспособленные в обыденной жизни). Кроме того, существуют люди, у которых заметные успехи достигаются благодаря нарушениям в сфере Я (фанатичные параноики, способные зажечь миллионы людей своими бредовыми убеждениями). Тем не менее адаптация к реальности, будучи одной из важнейших функций Я, может принимать самые необычные формы. Поэтому оценка Я должна производиться не в целом, а с точки зрения его специфических функций.


Поделиться:

Реклама