Я-удовольствие —я-реальность - это...

Нем.: Lust-Ich — Real-Ich. — Франц.: moi-plaisir — moi-réalité. —Англ.: plea¬sure-ego — reality-ego. — Исп.: yo placer — yo realidad. — Итал.: io-piacere — io realtà. — Португ.: ego-prazer — ego-realidade. • Термины, которыми Фрейд обозначает становление отношений субъекта к внешнему миру и его доступа к реальности. Эти термины всегда противопоставляются друг другу, но понимаются при этом столь различно, что дать их однозначное определение не представ¬ляется возможным, причем из-за перекрещивания значений невоз¬можно вычленить и нескольких различных определений. • Противопоставление между Я-удовольствием и Я-реальностью было развито Фрейдом преимущественно в работах О двух принципах функционирования психики (Formulierungen über die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens, 1911), Влечения и судьбы влечений (Triebe und Triebschicksale, 1915), Отрицание (Die Ver¬neinung, 1925). Прежде всего отметим, что эти тексты, написанные в различные периоды творчества Фрейда, тесно связаны друг с другом: переход от первой топики ко второй не вызывает никаких изменений в определении Я. 1) В работе О двух принципах функционирования психики противоречие между Я-удовольствием и Я -реальностью связано с противоречием между принципом удовольствия* и принципом реальности*. Здесь Фрейд использовал понятия Я -удовольствие и Я -реальность для описания эволюции влечений Я*. Влечения, которые поначалу соотносились с принципом удовольствия, посте¬пенно все больше подчиняются принципу реальности, хотя этот процесс идет медленнее в случае сексуальных влечений (которые вообще трудно поддаются обучению), нежели в случае влечений Я. Подобно тому, как удел Я -удовольствия —испытывать желания, стремиться к удовольствию и избегать неудовольствия, так удел Я -реальности — стремиться к полезному и защищаться от вредного (1). Отметим, что Я здесь в сущности рассматривается под углом зрения влечений, призванных снабжать его энергией; Я-удовольствие и Я -реальность — это не две различные формы Я, но скорее два способа функционирования влечений Я: сообразно принципу удовольствия и сообразно принципу реальности. 2) Во Влечениях и судьбах влечений во главу угла ставится также возникновение этих двух принципов, однако речь не идет ни об их сорасчленении, ни об эволюции влечений Я, но скорее о возникновении самого противопоставления между субъектом (Я) и объектом (внешний мир) в связи с противопоставлением между удовольствием и неудовольствием. На этом пути Фрейд выделяет два этапа: на первом субъект ...сливается с тем, что ему приятно, а внешний мир — с тем, что ему безразлично (2а); на втором этапе субъект и внешний мир (приятное) вместе противопоставляются тому, что неприятно. На первом этапе субъект выступал как Я -реальность, на втором — как Я -удовольствие: последовательность терминов здесь обратна той, что мы видим в Двух принципах функционирования психики, причем и сами термины (в особенности Я -реальность) понимаются иначе: противопоставление между Я -реальностью и Я -удо¬вольствием здесь возникает раньше принципа реальности, так что переход от Я -реальности к Я -удовольствию ...направляется принципом удовольствия (2b). Фрейд пользовался выражением изначальная Я -реальность, поскольку ...оно отличает внутреннее от внешнего посредством надежного объективного критерия (2с), и это можно понять так: изначально объективная позиция состоит в том, что субъект, испы¬тывая чувства удовольствия и неудовольствия, не пытается пред¬ставить их как свойства внешнего мира, который сам по себе нейтрален. Как же строится Я -удовольствие? Субъект, как и внешний мир, расщеплен на приятную и неприятную* части. На этой основе происходит новое расчленение, в результате которого сам субъект сливается с тем, что ему приятно, а мир — с тем, что неприятно. Это расчленение происходит путем интроекции* той части объектов внешнего мира, которые порождают удовольствие, и проекции* (выноса вовне) всего того, что причиняет неудовольствие. Вследствие этой новой позиции субъекта Я -удовольствие предстает в очищенном от всего неприятного виде. Таким образом, во Влечениях и судьбах влечений понятие Я -удовольствие означает не только Я, управляемое принципом неудовольствие—удовольствие, но и Я, отождествляемое с приятным в противоположность неприятному. В этом случае здесь опять-таки противополагаются два этапа эволюции Я, только на этот раз они определены изменениями границ и содержания Я. 3) В Отрицании Фрейд по-прежнему пользовался раз¬граничением между Я -удовольствием и Я -реальностью, развивая тот же подход, что и во Влечениях и судьбах влечений: как строится противоположность между субъектом и внешним миром? Само выражение изначальная Я -реальность больше не используется, хотя Фрейд вряд ли отказался от этой мысли: ведь он по-прежнему считал, что субъект изначально имеет доступ к объективной реаль¬ности: С самого начала представление выступает как ручательство за реальность представленных предметов (ЗЬ). На втором этапе Я -удовольствие описывается в тех же понятиях, что и во Влечениях и судьбах влечений: Изначальное Я -удо¬вольствие [...] стремится включить в себя все хорошее и выбросить из себя все плохое. Поначалу плохое, чуждое Я и находящееся вне Я для него тождественны (Зb). Я -реальность в окончательной форме должна была бы соот¬ветствовать третьему этапу, на котором субъект стремится найти реальный объект, соответствующий его представлению об объекте, ранее приносившем удовольствие и затем утраченном (см.: Опыт удовлетворения); именно на это опирается испытание реальности*. Этот переход от Я -удовольствия к Я -реальности зависит, как это показано в работе О двух принципах функционирования психики, от установления принципа реальности. Противоположность между Я -удовольствием и Я -реальностью никогда не включалась в метапсихологические взгляды Фрейда и особенно в его теорию Я как инстанции психического аппарата. Если бы это удалось сделать, это позволило бы разрешить многие трудности психоаналитической теории Я. В самом деле: 1) взгляды Фрейда на эволюцию Я -удовольствия— Я -реальности представляют собой попытку наметить момент перехода (быть может, мифического) или скорее путь развития от биопсихологичес¬кого индивида (сходного, как мы полагаем, с изначальной Я -реальностью, о которой говорит Фрейд) к Я как отдельной инстанции. 2) По Фрейду, механизмом такого перехода служат простейшие психические операции интроекции и проекции, посредством кото¬рых создаются границы Я, предполагающие расчленение внутрен¬него и внешнего. 3) Помимо того, заслуга фрейдовского подхода в том, что он развеял обременительную для психоаналитической теории путаницу вокруг таких понятий, как первичныйнарциссизм*, в котором нередко видели некое изначальное состояние, во время которого индивид не имел никакого, пусть даже самого ограниченного, доступа к внешнему миру.
Ясновидение~Категория. Феномен парапсихологии. Специфика. Получение знаний о тех или иных событиях без использования известных органов чувств или логических суждений. Литература. Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении.
Яркостный Кoнтраст~Категория. Феномен восприятия. Специфика. Соотношение яркости зрительных стимулов, находящихся в одном поле восприятия, при решении задачи на различение. Минимальной величиной яркостного контраста для одновременно воспринимаемых объектов является 1-2%, для последовательно воспринимаемых - не менее 4%. При решении практических задач, связанных с распознаванием стимулов, величина контраста должна быть от 65 до 85%.
Ярошевский Михаил Григорьевич~(род. 1915) - отечественный психолог. Биография. В 1945 г. под руководством С.Л.Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию на тему Учение Потебни о языке и сознании. С этого же времени работал секторе психологии Института философии АН СССР. Преподавал в МГУ, читая курс по истории психологии. С 1951 г. по 1964 г. организовал и возглавил несколько кафедр психологии в педагогических институтах Таджикской ССР и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете. С 1965 г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, в качестве заведующего сектором проблем научного творчества. Доктор психологических наук, профессор. Член редколлегии журналов Вопросы истории естествознания и техники и Психологического журнала. Исследования. Ведущий специалист по проблемам истории, теории и методологии психологии. Разработал концепцию научного творчества, представленного тремя аспектами: предметно-логическим, научно-социальным и личностно-психологическим. Автор концепции категориального анализа при изучении развития психологического познания как деятельности. Сочинения. Проблемы детерминизма в психофизиологии XIX в. 1961; История психологии. 1966; Развитие и современное состояние зарубежной психологии (совм. с Л.И.Анцыферовой); Сеченов и мировая психологическая мысль. 1981; Психология в XX в.; (Ред.) Краткий психологический словарь. (совм. с А.В.Петровским)
Ятрогения~Словообразование. Происходит от греч. iatros - врач + gennao - порождаю. Категория. Неблагоприятное изменение состояния больного, обусловленное неосознанными действиями врача, которые выступают в качестве негативного внушения. Специфика. Например, это может быть использование врачом специальной лексики, которую больной не понимает, но интерпретирует применительно к себе в худшем смысле.
Ясперс (jaspers) Карл~(23.02.1883, Ольденбург - 26.02.1969, Базель) - немецкий философ и психиатр, один из создателей философии экзистенциализма. Биография. С 1909 по 1915 г. - ассистент Ф.Ниссля в психиатрической клинике Гейдельберга. С 1913 г. посещал Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Прослушал философские курсы Т.Липпса, специализировался по психологии в Гейдельберге. В 1913 г. защитил докторскую диссертацию по медицине (Общая психопатология) у В.Виндельбанда, 1916 г. - профессор психологии. С 1921 г. - профессор философии в Гейдельбергском университете. В 1937 г. был отстранен от преподавания фашистским правительством. С 1948 по 1961 г. - профессор философии в Базельском университете. Исследования. В Общей психопатологии (Allgemeine Psychopathologie. 1913) на основе внутренних переживаний дал уточнение применяемых в психиатрии понятий. В дальнейшем дал анализ патологического развития знаменитых личностей (А.Стринберг, Ван Гог, Ницше). Рассматривал психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога. Сочинения. Psychologie der Weltanschauungen. B., 1922; Die geistige Situation der Zeit. B., 1932; Nietsche. Einfuhrung in das Verstandnis seines Philosophirens. B., 1936; Gesamelte Schriften zur Psychopathologie. B., 1963
Я-концепция~(Self-concept). Всеобщий паттерн или конфигурация самовосприятия: концепциячеловека о том, каков он.
Яппи~(англ. yuppie от young professional - молодой специалист) - общепринятый амер. термин, обозначающий профессионально и карьерно ориентированного молодого человека (антипод хиппи).
Я-структура~(Self-schema). Вера в себя, которая организует и направляет обработку информации, касающейся самого себя. . Оценивание своих мнений и способностей путем сравнения себя с другими.
Я-идеальное~(Ideal self). Человек, каким, индивид полагает, он сможет или должен стать (включая стремления, нравственные идеалы и ценности).
Я~Нем.: Ich. — Франц.: moi. — Англ.: ego. — Исп.: уо. — Итал.: io. — Португ.: ego
• Инстанция, которую Фрейд в своей второй теории психического аппарата отличает от Оно и от Сверх-.
С точки зрения топики, зависит как от требований Оно, так и от императивов Сверх- и запросов реальности. Хотя и выступает посредником, защищающим интересы личности в целом, его самос¬тоятельность лишь относительна.
С точки зрения динамики, представляет собой прежде всего защитный полюс в невротическом конфликте. В ответ на неприятный аффект (сигнал тревоги) приводит в действие ряд защитных механизмов.
С точки зрения экономики, выступает как связующее звено между различными психическими процессами, однако в защитных действиях эти попытки связать между собою энергии различных влечений носят на себе отпечаток первичного процесса во всей его специфике: они навязчивы, повторны, ирреальны.
Теория психоанализа осмысляет генезис с двух точек зрения: либо это приспособительный аппарат, отделившийся от Оно при контакте с внешней реальностью, либо результат (само)отождеств-леиий, приведших к формированию в недрах личности объекта любви, нагруженного энергией Оно.
В первой теории психического аппарата понятие выходит за рамки системы Предсознание-Сознание, поскольку защитные действия большей частью бессознательны.
С точки зрения исторической, концепция — это итог разра¬ботки понятия, которым Фрейд занимался на протяжении всего своего творчества.
• У Фрейда существуют две топики, две теории психического аппарата: первая включает бессознательное и Предсознание-Сознание, а вторая — три инстанции: Оно, и Сверх-. И потому в психоанализе принято считать, что понятие приобретает строго психоаналитический смысл только после так называемого поворота 1920 г. Полагают, что это важное переосмысление было вызвано новой практической установкой, направленной скорее на анализ и защитных механизмов, нежели на выявление бессознательных содержаний. Обычно считается, что хотя Фрейд говорил о (Ich) уже в ранних своих работах, он не придавал этому слову специфического смысла (а), обозначая им личность в целом. Те случаи, когда понятие получает более детальную разработку и выполняет особую роль в психическом аппарате (Набросок науч¬ной психологии [Entwurf einer Psychologie, 1895], например), пред¬вещают понятия второй топики. Однако мысль Фрейда не допускает такого упрощенного истолкования. Прежде всего изучение всей совокупности фрейдовских текстов показывает, что приписать двум периодам различные значения невозможно: понятие в его развитой форме присутствовало у Фрейда с самого начала, даже если его смысл уточнялся в последующих разработках (нарциссизм, (само)отождествление и пр.). Кроме того, поворот начала 20-х годов вовсе не ограничивался определением как главной инстанции личности: он, как известно, внес в общую структуру теории много других важных новшеств, которые можно осмыслить лишь в общем контексте всех взаимосвязей. К тому же вряд ли стоит проводить резкую грань между как личностью и как психической инстанцией, поскольку вся проблематика основана, по сути, на взаимодействии обоих этих смыслов. Эта проблема в неявной форме возникла уже в самых ранних работах Фрейда и оставалась на повестке дня после 1920 г. Все попытки устранить терминологичес¬кую двусмысленность оказывались тщетными, что свидетельство¬вало о наличии здесь более глубокой и фундаментальной проблемы. Независимо от истории фрейдовской мысли некоторые авторы, стремясь к ясности, проводили различие между как инстанцией или подструктурой личности и как объектом любви самого индивида (ср. в связи с понятием самолюбия у Ларошфуко или , нагруженное нарциссическим либидо, у Фрейда). Гартман, например, предлагал устранить двусмысленность, возникающую при употреблении таких терминов, как нарциссизм или нагрузка- (Ich-Besetzung, ego-cathexis): При использовании термина нарциссизм нередко смешиваются две пары противоположностей: первая — это противоположность между самостью (self) или соб¬ственной личностью и объектом, а вторая — противоположность между и другими подструктурами личности. Объектной нагрузке противостоит, однако, не нагрузка (ego-cathexis), но нагрузка самости (self-cathexis), не сосредоточенная ни в Оно, ни в , ни в Сверх- [...]. Некоторую ясность приносит определение нарциссизма как либидинальной нагрузки — только уже не , а самости (1).
Эта позиция, как нам кажется, предвосхищает (на уровне понятий) ответ на ряд существенных вопросов. Если противопоставить собственно психоаналитическую трактовку более традиционным его смыслам, возникает опасность непонимания ее реальной сути у Фрейда. Фрейд не только сохранил традиционные смыслы термина , противопоставляя организм —окружению, субъект — объекту, внутреннее — внешнему, но и учел все возникающие при этом двусмысленности, так что ни одно из значений (Ich) не осталось в стороне (ß).
I. Фрейд использовал понятие уже в самых ранних своих работах; попробуем выявить в текстах 1894—1900 гг. темы и проб¬лемы, получившие развитие в его последующем творчестве.
К радикальному переосмыслению традиционного понимания Фрейд пришел на основе клинического опыта лечения неврозов. Изучение изменений и раздвоения личности, вторичных состо¬яний и т.д. привели психологию (и особенно психопатологию) к утрате понятия единого и устойчивого . Пьер Жане сделал и следующий шаг — он обнаружил, что в больном истерией одновре¬менно сосуществуют две личности: ...в психике образуются две группы явлений, одна связана с личностью в обычном смысле слова, а другая -— с внутренним расщеплением, в результате которого возникает анормальная личность, непохожая на первую и чуждая ей (2). Жане считал раздвоение личности следствием ограничения поля сознания, слабости психологического синтеза, истеричес¬кой автотомии. Личность не способна воспринять все явления и вынуждена жертвовать некоторыми из них; возникает своего рода автотомия, при которой оставшиеся в стороне явления существуют как бы независимо от субъекта и без его ведома (3). Фрейд сумел увидеть в подобных явлениях психический конфликт: некоторые представления вызывают защитную реакцию, поскольку оказыва¬ются несовместимыми (unverträglich) с .
Между 1895 и 1900 гг. Фрейд говорил о довольно часто и по разному поводу. Интересно было бы рассмотреть, как использова¬лось это понятие в различных областях — в теории психоанали¬тического лечения, модели защитного конфликта, метапсихологии психического аппарата.
1) В Исследованиях истерии (см. главу Психотерапия истерии) Фрейд говорил о том, что овладеть патогенным бессозна¬тельным материалом, даже и вполне организованным, можно лишь постепенно. Он сравнивал сознание или сознание- с узким ущель¬ем, через которое может пройти лишь одно патогенное вос¬поминание за раз, так что это воспоминание остается недоступным, покуда психическая проработка (Durcharbeitung) не справится с сопротивлениями. Одно из воспоминаний, готовых вот-вот выйти на поверхность, продолжает маячить перед больным, покуда не получит доступ в пространство (4а). Тесная связь между со¬знанием и (о которой свидетельствует сам термин — сознание-) показана здесь со всей очевидностью, равно как и способность выходить за рамки актуального сознания, охватывая обширную область, впоследствии названную у Фрейда предсознанием.
В Исследованиях истерии сопротивления пациента трактуются прежде всего как действия , которое находит удовольствие в защите. Хотя бдительность можно на мгновение обмануть какой-нибудь уловкой, во всех действительно серьезных случаях быстро спохватывается, вспоминает о своих целях и продолжает сопротивление (4b).
Однако в между тем внедряется патогенное ядро бессозна¬тельного, так что граница между тем и другим становится чисто условной. Более того, сопротивление возникает и в самом процессе этого внедрения (4с). Здесь у Фрейда, по сути, уже содержится намек на проблему бессознательного сопротивления. Впоследствии Фрейд предложил два выхода из этих затруднений: первый связан с понятием бессознательного , а второй — с понятием сопротивления, присущего Оно.
2) Понятие постоянно присутствовало уже в ранних работах Фрейда, посвященных невротическому конфликту. Он пытался вычленить различные способы, механизмы, процедуры, приемы защиты при различных видах психоневрозов — истерии, неврозе навязчивых состояний, паранойе, галлюцинаторном рас¬стройстве и пр. В основе этих разновидностей конфликта лежала несовместимость того или иного представления с .
При истерии, например, действия направлены на защиту, однако обходным путем. Высказывание защищается двусмыс¬ленно. Его можно понять так: сталкиваясь с неподвластной ему ситуацией конфликта (между различными интересами и желаниями или же между желаниями и запретами), защищает себя, избегая конфликта, отстраняясь от него; в этом смысле — это область, избежавшая конфликта в результате особых защитных действий. Однако в психических конфликтах, которые наблюдал Фрейд, присутствовало и другое измерение: как господствующая сово¬купность представлений испытывает угрозу со стороны одного-единственного несовместимого с ним представления и вытесняет это представление. Случай Люси Р. — один из первых, где Фрейд выявил понятие конфликта и участие в нем , показав и эту понятийную сложность: иначе говоря, Фрейд не ограничился здесь ссылками на такое , которое по слабости духа не желает ничего знать о тревожащих его аффективных конфликтах. Курс лечения может успешно продвигаться вперед только если аналитик стремится к прояснению мнесических символов, т.е. символов тех сцен, где возникло то или иное бессознательное, желание. Это бессознательное желание легко распознать по его несовместимости с тем образом себя, который пациентка во что бы то ни стало стремится сохранить.
—это активный участник конфликта, а потому поводом (или, как говорил Фрейд в этот период, сигналом) к защите служит для него чувство неудовольствия, непосредственно связанное с этим чуждым представлением (4d).
И последнее: хотя при истерии защитные действия осуществляет , это не значит, что наделено сознанием и волей. В Наброске научной психологии, рисуя картину истерической защиты, Фрейд пытался понять, ... почему процессы, протекающие в , могут порождать такие следствия, которые обычно появляются лишь при первичных процессах (5а). При образовании мнесического символа как симптома истерии весь аффект целиком, все его значение смещаются с символизируемого на сам символ, чего обычно не происходит в обычном мыслительном процессе. дает толчок первичному процессу лишь при неспособности к обычной защите (отвлечение внимания, избегание и пр.). При воспоминании о сексуальной травме (см.: Последействие; Соблазнение) неожиданно оказывается объектом нападения изнутри, и тогда ему остается лишь допустить развертывание первичного процесса (5b). Таким образом, отношение патологической защиты к не определено сколько-нибудь четко: в каком-то смысле — полно¬правный защитник, однако, поскольку способно защищаться лишь путем отстранения от того, что ему угрожает, несовместимое с ним представление оказывается во власти такого процесса, кото¬рым не управляет.
3. Уже в самом первом своем метапсихологическом описании функционирования психики Фрейд отвел главную роль понятию . В Наброске научной психологии функция заключалась главным образом в торможении. Применительно к опыту удовлетворения (см. этот термин) задача заключается, по Фрейду, в том, чтобы не допустить резкого возрастания нагрузки мнесического образа, связанного с первым объектом удовлетворения, при котором возникает своего рода знак реальности, словно речь и вправду идет о реальном объекте. Для того чтобы знак, указывающий на реальность, стал для субъекта не реальностью, а критерием реаль¬ности, или, иначе, для того чтобы избежать галлюцинаций и разрядок при отсутствии реального объекта, необходимо затор¬мозить первичный процесс, при котором возбуждения распростра¬няются неограничено, доходя до уровня образов. Очевидно, однако, что если не допускает смешения внутренних процессов с внешней реальностью, это происходит вовсе не потому, что у него есть какой-то особый доступ к реальности или же мерка-эталон для оценки представления. Непосредственный доступ к реальности имеет, по Фрейду, лишь независимая система восприятия (система го), радикально отличная по своим функциям от системы \у, в которую входит, в частности, .
Фрейд описывал как организацию нейронов или (в менее физиологическом языке других текстов) как организацию пред¬ставлений : пролагание пути для ассоциаций внутри данной группы нейронов; постоянство внутренней энергетической на¬грузки, связанной с влечениями; разграничение постоянной и переменной частей этой нагрузки. Именно постоянство энер¬гетической нагрузки позволяет ^сдерживать первичные процессы, приводящие к галлюцинациям или вызывающие неудовольствие (первичная защита). Нагрузка желания (Wunschbesetzung) вплоть до галлюцинаций или предельный уровень неудовольствия, свиде¬тельствующий об исчерпанности средств защиты, — все это мы называем первичными психическими процессами; напротив, процессы, протекающие при умеренной нагрузке и придающие первичным процессам спокойные формы, — это вторичные психические процес¬сы (γ) (5с).
Итак, Фрейд не отождествлял ни с индивидом как таковым, ни с психическим аппаратом в целом: — это всего лишь часть психического аппарата. Вместе с тем следует отметить, что занимает особенно удобную позицию по отношению к индивиду — его биологическому организму и его психике. С этой двойствен¬ностью позиции мы сталкиваемся при попытках придать одно¬значный смысл понятию внутреннего и внешнего возбуждения. Источником внутреннего возбуждения считали сначала тело, затем психику и наконец — как резервуар энергии [Vorratsträger]. Все эти смещения уводят Фрейда в сторону от механистических объяс¬нений и подталкивают к трактовке ках, своего рода воплощенной метафоры организма в целом.
II. В метапсихолотческой главе из 'Толкования сновидений (изложение первой теории психического аппарата, которая в свете посмертно опубликованных работ Фрейда выглядит скорее как вторая метапсихология) излагается совершенно иная концепция психического аппарата. Здесь последовательно разграничиваются системы Бессознательного, Предсознания и Сознания, тогда как вообще отсутствует.
Увлеченный открытием сновидения как царского пути бессо¬знательного, Фрейд обращает здесь внимание прежде всего на первичные механизмы работы сновидения*, навязывающие свои законы предсознательному материалу. Переход от одной системы к другой поясняется аналогией с оптикой: он подобен переходу из одной среды в другую с иным коэффициентом преломления. Защитные действия не прекращаются и во сне, однако Фрейд не стремится объединить их все единым понятием . При этом те аспекты , которые были описаны им в предыдущих работах, можно обнаружить и в новой системе — на различных ее уровнях:
1) в своей защитной роли составляет часть цензуры*. Основная функция этой инстанции — запрет, и потому она не является сложным организмом, способным приводить в движение механизмы невротических конфликтов.
2) Сдерживание и торможение как способы воздействия на первичный процесс проявляются (в состоянии бодрствования) также и в системе Псз. Однако между идеями Наброска и Толко¬вания сновидений обнаруживается в этом смысле удивительное различие: в 'Толковании сновидений вторичный процесс развер¬тывается на уровне Псз, в Наброске он порождается механизмами самого .
3) , нагруженное либидо, выступает как носитель желания спать и побуждает к формированию сновидений (6) (5).
III. В период между 1900—1915 гг. складывались первые подходы к понятию . В общем, исследования Фрейда развертывались в четырех направлениях:
1) в теоретических исследованиях психики Фрейд неизменно обращался к модели, построенной в 1900 г. на примере сновидений, и выводил из нее далеко идущие следствия; при этом он обходился без понятия на уровне топики и без понятия влечения * при изучении психической энергии (7).
2) В трактовке отношений между и реальностью новых теоретических решений не предлагалось, однако менялись акценты в старых. Главными точками опоры по-прежнему оставались опыт удовлетворения и первичная галлюцинация:
а) подчеркивалось значение жизненного опыта: Именно по¬стоянные неудачи и разочарования приводят к отказу от каких-либо попыток галлюцинаторного удовлетворения. С этого момента зада¬чей психического аппарата становится представление реального положения дел во внешнем мире и попытки его изменения (8а);
б) выявление двух главных принципов функционирования психики внесло в деление на первичный и вторичный процессы нечто новое. Принцип реальности* предстает как закон, извне навязывающий свои требования психическому аппарату, постепен¬но их осваивающему;
в) Фрейд отводил особую роль принципу реальности и его требованиям, представленным в виде влечений к самосохранению*. Эти влечения способны быстрее отстраниться от принципа удо¬вольствия и начать прислушиваться к реальности, создавая тем самым энергетический субстрат -реальности, задача которой в том, чтобы ...стремиться к полезному и защищаться от вредного (8Ь). При таком подходе доступ к реальности не вызывает проблем. Изменяется способ отказа от галлюцинаторного удовлетворения желания: испытывает реальность с помощью влечений к само¬сохранению и затем стремится навязать нормы реальности сексу¬альным влечениям (обсуждение этого вопроса см. в статьях: Испытание реальности; -удовольствие, -реальность);
г) вступает в тесные отношения с системой Предсознание-Сознание и особенно с системой восприятия и движения.
3) При описании защитного конфликта (особенно в клинике невроза навязчивости) утверждает себя как инстанция, противо¬положная желанию. Неприятный аффект становится знаком этого противопоставления, с самого начала принимающего форму борьбы между двумя силами, на которых в равной мере лежит печать влечения. На примере Человека с крысами, или, иначе, инфантильного невроза в его законченном виде, Фрейд обнаружил эротическое и протест против него, желание (пока еще не на¬вязчивое) и страх перед ним (уже навязчивый), неприятный аффект и побуждение к защитным действиям (9). Именно стремление придать (наравне с сексуальностью) опору в виде влечений привело Фрейда к описанию конфликта как противоборства сексу¬альных влечений и влечений *.
В рамках того же подхода Фрейд поставил вопрос о развитии влечений , не менее важном, чем либидинальная динамика; Фрейд высказал предположение, что при неврозе навязчивости первое преобладает над вторым (10).
4) В этот период сложилось новое понимание , которое высту¬пало как объект любви, особенно в случае гомосексуальности и психозов. К 1914—1915 гг. такое понимание, свидетельствовавшее о подлинном повороте в мысли Фрейда, в целом ряде текстов вышло на первый план.
IV. В этот переходный период (1914—1915) были разработаны взаимосвязанные понятия —нарциссизма*, (само)отождеств-ления* с его ролью в возникновении и, наконец, идеальных компонентов .
1) Введение понятия нарциссизма оказало свое воздействие на определение :
а) не существует изначально и не складывается в результате постепенной дифференциации психики: для возникновения тре¬буется дополнительное психическое действие(11а);
б) по сравнению с анархическим и раздробленным функционированием сексуальности при автоэротизме* выступает как единство;
в) сексуальность может выбрать в качестве объекта любви так же, как и любой внешний объект. Выбор объекта предполагает, по Фрейду, такую последовательность: автоэротизм, нарциссизм, го¬мосексуальный выбор объекта, гетеросексуальный выбор объекта;
г) определение как объекта исключает его отождествление с внутренним миром субъекта в целом. Именно поэтому в столкно¬вении с Юнгом Фрейд последовательно разграничивал интро-версию* либидо в фантазиях и возврат либидо в J7(llb);
д) с экономической точки зрения должно рассматриваться как обширный резервуар либидо, устремляющегося оттуда к объек¬там: оно всегда готово вновь принять в себя либидо, когда оно отхлынет от объектов (12). Этот образ резервуара означает, что — это не просто место, через которое проходят энергетические на¬грузки, но и место их хранения, а также сама форма энергетического заряда. Отсюда — фрейдовское сравнение с организмом, прос¬тейшим живым существом (Protoplasmatierchen) (11с);
е) и последнее замечание: нарциссический выбор объекта* любви по сходству с собственным Фрейд считает типическим. Однако за рамками конкретных типов объектного выбора (ср. случаи мужской гомосексуальности) обращение к . субъекта и необходимость найти ему место заставляет Фрейда переосмыслить целиком все понятие выбора объекта, в том числе выбор объекта по примыканию*.
2) В тот же самый период существенно обогащается понятие (само)отождествления. Отныне Фрейд выдвигает на первый план более фундаментальные формы (само)отождествления — в допол¬нение к истерическим его формам, где отождествление выступает как временное явление, как выражение в симптоме бессознатель¬ного сходства между и другим. Теперь (само)отождествление — это нечто большее, нежели просто выражение отношений между и другим человеком: оно может порождать глубокие изменения в , которое тем самым становится как бы внутрисубъектным остат¬ком межсубъектных отношений. Так, в случае мужской гомосексу¬альности молодой человек не расстается с матерью — напротив, он (само)отождествляется с ней, превращается в нее [...]. Удивителен размах этого (само)отождествления: оно переплавляет одну из важнейших черт — его сексуальность — по образу того, что ранее было его объектом (13).
3) Изучение меланхолии и связанных с нею процессов приводит к глубокому преобразованию понятия :
а) (само)отождествление с утраченным объектом, свойственное меланхоликам, истолковывается как регрессия к более архаичному способу (само)отождествления, или, иначе, к стадии, предшеству¬ющей выбору объекта, ...при которой Устремится поглотить этот объект (14а). При такой трактовке не только перестраивается в результате вторичных (само)отождествлений, но и изначально соз¬дается (само)отождествлением по образу орального поглощения*;
б) поглощенный объект Фрейд описывает в антропоморфных терминах: этот объект подвергается дурному обращению, страдает, замышляет самоубийство и т.д. (14Ь);
в) интроекция объекта фактически предполагает инте-риоризацию отношения как такового. При меланхолии амбивален¬тное конфликтное отношение к объекту переносится на отношение к ,
г) не считается единственной олицетворенной инстанцией внутри психики. Вследствие расщепления в психике могут обособ¬ляться отдельные части, например критическая инстанция или моральное сознание: одна часть противостоит другой, критически оценивает другую, обращается с ней как с объектом.
Тем самым находит подтверждение мысль, высказанная в работе К введению в нарциссизм: главного противопоставления между -либидо и объектным либидо недостаточно для осмысления всех способов нарциссического изъятия и переноса либидо. Объектами нарциссического либидо могут быть инстанции, образующие сложную систему, причем уже одни только их названия у Фрейда ( идеальное*, Идеал-*, Сверх-*) свидетельствуют об их принад¬лежности к системе .
V. Поворот 1920 г.: из того, что выше было сказано о понятии , очевидно, что слово поворот нельзя понимать безоговорочно. Однако нельзя и отвергать с порога уверенность Фрейда о том, что в 1920 г. в его творчестве произошли важные концептуальные изменения. По-видимому, превращение в особую систему или инстанцию было нужно Фрейду для более убедительного обосно¬вания конфликтности психики, что и было осуществлено во второй топике в отличие от первой, которая основана на различии типов функционирования психики (первичный и вторичный процессы). Отныне участники конфликта начинают играть роль отдельных психических инстанций : это как инстанция защиты, Сверх- как система запретов и Оно как полюс влечений. Переход от первой топики ко второй вовсе не предполагает, что в результате захвата новых областей прежние разграничения между бессознательным, предсознанием и сознанием были устранены. Однако в инстанции оказались сосредоточены те функции и процессы, которые в первой топике распределялись между различными системами:
1) В первой метапсихологической модели сознание выступало как совершенно независимая система (в Наброске научной психологии — это система со), а впоследствии оно было связано у Фрейда, хотя и не без проблем, с системой Псз (см.: Сознание). Теперь, наконец, оно получает четко очерченное место в топике, выступая как ядро '.
2) Прежние функции системы предсознания большей частью переходят к .
3) Фрейд особенно настаивал на том, что — это преимущест¬венно бессознательная инстанция. Об этом свидетельствует клинический опыт и особенно бессознательные сопротивления во время лечения: Внутри мы тоже обнаружили бессознательное: оно ведет себя так же, как вытесненное, т. е. оказывает мощное воздействие, не будучи осознаваемым и требуя для осознания особой работы (15а). Фрейд открыл здесь путь, по которому пошли многие его последователи: он описал приемы защиты, которые являются бессознательными не только потому, что субъекту неве¬домы их мотивы и механизмы, но и потому, что они оказываются навязчивыми, повторяемыми, ирреальными, сближаясь тем самым с вытесненным, против которого они направлены.
в расширенном понимании приобретает во второй топике целый спектр различных функций: это контроль за движением и восприятием, испытание реальности, предвосхищение, упорядо¬чение психических процессов во времени, рациональное мышление и пр., но также отказ от признания очевидного, устойчивое непонимание, рационализация, навязчивая защита от влечений. Как уже бьио отмечено, эти функции можно объединить парами антиномий: отталкивание влечений и удовлетворение влечений, инсаит и рационализация, объективное познание и систематичес¬кое искажение, сопротивление и устранение сопротивлений и пр. Все эти антиномии лишь очерчивают положение по отношению к двум другим инстанциям и к реальности (е). В зависимости от избираемой точки зрения Фрейд подчеркивал то несамостоятель¬ность , то возможности его относительной автономии, ^выступает преимущественно как посредник, пытающийся примирить противоречивые требования: —это слуга трех господ, который подвергается опасностям с трех сторон — внешнего мира, либидинальных побуждений Оно и сурового Сверх- [...]. Занимая пограничное положение, стремится опосредовать отношения между миром и Оно, подчинить Оно требованиям внешнего мира и — посредством мышечных действий — привести мир в соот¬ветствие с желаниями Оно (15Ь).
VI. Интерес многих авторов к понятию , равно как и различие их подходов, показывает, насколько важное место заняло это понятие в психоаналитической теории. Целое направление иссле¬дований пыталось связать открытия психоанализа с достижениями других наук (психофизиологии, теории обучения, детской психологии, социальной психологии), чтобы построить подлинно общую психологию (С,). Эта попытка привела к введению понятий десексуализированной и нейтрализованной энергии, подчиненной , синтетической функции, внеконфликтной области и пр. выступает прежде всего как аппарат регуляции и приспособления к реальности, а его происхождение усматривается в процессах физического созревания и обучения, начиная с развития у младенца сенсорного и моторного аппарата. Хотя каждая из этих концепций имеет отправную точку в мысли Фрейда, счесть их в целом после¬довательным выражением итоговой фрейдовской теории психики вряд ли возможно. Мы, конечно, не собираемся противопоставлять этим тенденциям эго-психологии наше собственное изложение подлинной фрейдовской теории , поскольку собрать воедино все психоаналитические открытия, связанные с понятием , чрезвы¬чайно трудно. В общем виде можно попытаться разделить фрей¬довские подходы к этой проблематике на два направления в зависимости от трактовки трех главных вопросов, связанных соот¬ветственно с возникновением , с его местом в психике, т. е. его топикой (в особенности по отношению к Оно), и, наконец, с энергией , как она предстает с экономической и динамической точек зрения.
А) Первый подход трактует как продукт постепенной диффе¬ренциации Оно под воздействием внешней реальности. Этот процесс начинается с обособления системы Восприятие-Сознание, уподобляемой корковому слою частицы живой субстанции: развилось на основе коркового слоя Оно, приспособленного к принятию или отторжению возбуждений и потому вынужденного вступить в прямой контакт с внешней реальностью. Отправляясь от осознанного восприятия, J7 подчиняет своему влиянию все более обширные и глубокие слои Оно (16).
рассматривается здесь как настоящий орган реальности, ко¬торый, несмотря на все неудачи, в принципе способен постепенно овладеть влечениями: Устремится обратить воздействие внешнего мира на Оно и его побуждения, оно пытается поставить на место принципа удовольствия, безгранично господствующего в Оно, принцип реальности. Восприятие играет в ту же роль, которая в Оно отводится влечениям (15с). Фрейд утверждал, что различие между vi Оно соответствует традиционному разграничению между разумом и страстями (15d).
При таком подходе решить проблему энергии ^нелегко. В самом деле, если —это непосредственное порождение внешнего мира, то откуда берется энергия, приводящая в действие психический аппарат, ведь этот аппарат, по определению, пользуется лишь своей собственной энергией? Подчас Фрейд вынужден был допускать вторжение реальности уже не просто как внешнее воздействие, которое индивид обязан учитывать, чтобы уметь управлять собой, но как весомую и подлинно независимую инстанцию (равноправ¬ную с такими личностными инстанциями в психике, как и Сверх-), играющую свою роль в конфликте (17). Однако если признать единственным источником психической энергии внутреннюю энергию влечений, тогда окажется, что энергия в принципе может быть лишь вторичной, полученной от Оно. Это решение, к которому чаще всего склонялся Фрейд, неизбежно приводило его к мысли о возможной десексуализации либидо, однако в этой не вполне обоснованной мысли были сосредоточены многие труд¬ности, присущие всей его концепции в целом (η).
Этот подход сталкивается с двумя главными сложностями. Во-первых, как понять мысль о том, что возникает в результате расчленения какой-то неясно очерченной области психики? Во-вторых, как можно вместить в такую почти идеальную модель те важные новшества, которые внес психоанализ в трактовку ?
Концепция возникновения полна неясностей, которые, впро¬чем, присутствовали у Фрейда постоянно и были лишь усилены в работе По ту сторону принципа удовольствия (Jenseits des Lustp¬rinzips, 1920). Фактически эволюция простейшей капельки живой субстанции, о которой говорится в этом тексте, может рас¬сматриваться на различных уровнях. О чем, собственно, идет речь — о филогенезе человеческого рода (или даже о происхож¬дении жизни вообще), о развитии человеческого организма или же о расчленении психического аппарата на основе некоего исходно слитного и нерасчлененного состояния? Каково значение гипотезы о существовании некоего простейшего организма, который уста¬навливал бы свои собственные границы, налаживал рецепторный аппарат и создавал слой защиты от внешних возбуждений*? Что это: простое сравнение, более или менее обоснованная иллюст¬рация — посредством образа, заимствованного из биологии (про-тозой), — отношения индивидуальной психики к внешнему миру? В последнем случае тело должно было бы рассматриваться как часть внешнего мира, противопоставленного капельке психической суб¬станции. Однако такой ход мысли был бы прямо противоположен фрейдовскому подходу: в нем нет равенства между внешними возбуждениями и внутренними возбуждениями или влечениями, постоянно и непреодолимо атакующими изнутри психический ап¬парат и даже само . А значит, нужно искать более тесную связь между биологическим прообразом и психическим аналогом. Иногда Фрейд опирался на реальную аналогию между функциями и системой восприятия и защиты в организме: если кожный по¬кров — это поверхность тела, то система Восприятие-Сознание — это поверхность психики. При таком подходе психический аппарат предстает как результат специализации телесных функций, а — как итог долгой эволюции приспособительных функций.
Наконец, на другом уровне возникает вопрос: быть может, устойчивая фрейдовская метафора живого организма (определяе¬мого через различие энергетического уровня с внешним миром и обладающего границей, которая может быть нарушена вторжением извне и потому требует постояннрй защиты и укрепления) основана на реальном отношении между генезисом и образом организма? У Фрейда редко встречаются четкие определения этого отношения: —это в первую очередь нечто телесное: оно выступает не только как поверхностное образование, но и как проекция некоей повер¬хности (15е). В конечном счете возникает из телесных ощу¬щений, преимущественно тех, что рождаются на поверхности тела. Следовательно, может рассматриваться одновременно и как психическая проекция поверхности тела* и [...] как поверхность психического аппарата (6). Подобные утверждения предполагают, что инстанция основана на реальном психическом действии — на проекции организма на психику.
Б) Это последнее замечание позволяет соединить целый ряд существенных для психоанализа идей, определяющих другой подход к психике. Речь не идет ни об отказе от проблемы генезиса , ни о поисках решения этой проблемы на путях функциональной дифференциации: этот подход обращается к особым психическим операциям, посредством которых черты, образы, формы, заимство¬ванные у другого человека, включаются в психику (см. в особен¬ности: (Само)отождествление; Интроекция; Нарциссизм; Стадия зеркала; Хорошийобъект — плохой объект). Психоаналитики упорно стремились определить главные моменты и этапы этих (само)отождествлений, соотнося их с теми или иными психическими инстанциями —с идеальным, Идеал-, Сверх-. При этом отношение к системе восприятия и к внешнему миру приобретает новый смысл: — это не столько аппарат, сложившийся на основе системы Восприятие-Сознание, сколько внутреннее образование, порожденное рядом особенно значимых восприятий — не внешнего мира в целом, но мира межличностных отношений.
С точки зрения топики предстает отныне не как порождение Оно, но как его объект. Во второй топике Фрейд вовсе не отказался ни от теории нарциссизма, ни от понятия либидо, направленного либо на , либо на внешний объект (по принципу подлинного энергетического равновесия), напротив, он применял их вплоть до самых последних своих работ. В защиту этой теории свидетельст¬вовала и психоаналитическая клиника, в особенности клиническая картина психозов: заниженная оценка и ненависть к у мелан¬холика, расширение вплоть до его слияния с идеальным у маньяка, потеря границ в результате их энергетической раз¬грузки при состояниях деперсонализации (как подчеркивал П.Федерн) и пр.
Наконец, трудная проблема энергетического обеспечения дея¬тельности отчасти проясняется понятием нарциссической на¬грузки. Проблема заключается уже не в том, чтобы понять то качественное изменение, которое приносит с собой десексуализация или нейтрализация, но скорее в том, чтобы понять, как , либидинальный объект, может выступать не только как резер¬вуар либидинальных нагрузок, но и как их источник.
Этот второй путь размышлений, отчасти уже представленный, ближе к опыту и открытиям психоанализа и не претендует на широкий синтез. В частности, нерешенной здесь остается важная задача: включить в психоаналитическую теорию психики ряд опе¬раций и видов деятельности, которые при попытках построения общей психологии бы
Я-сортировка~(Self-sort). Утверждения, которые испытуемый сортирует при описании человека, которым он в данное время является.
Ящик Скиннера~(Skinner box). Маленькая экспериментальная камера, которую изобрел Скиннер, чтобы изучать принципы оперантного научения.
Я-схема~(Self-schema). Схема, состоящая из тех определений, которые мы воспринимаем в качестве наиболее репрезентативных определений нашей Я-концепции.
Язык~Общепринятый набор символов или жестов, позволяющий нам передавать информацию и общаться с другими членами своей культуры, разговаривающими на том же языке. Главной проблемой этого определения является степень его «растяжимости». Дискуссии вокруг попыток научить животных человеческому языку оставляют открытым вопрос о том, действительно ли язык может служить универсальным средством общения или же языковые тонкости свойственны только человеческим существам.
Язык Жестов~Разновидность невербального общения, используемая глухими и глухонемыми людьми. Американский язык жестов широко использовался при исследованиях языка животных.
Языковое Развитие~Процесс овладения языковыми навыками у молодых людей. Чтобы достичь компетентности в общении, ребенок должен овладеть четырьмя подсистемами языка: 1. Фонетика: способность понимать и воспроизводить звуки речи. 2. Семантика: способность понимать слова и различные словосочетания. 3. Грамматика: понимание правил расстановки слов в предложении, а также их изменения в зависимости от рода, падежа, склонения или спряжения. 4. Прагматика: понимание основных правил эффективного общения (очередность, умение завязать или закончить разговор и т. д.). Теории языкового развития расходятся в оценке роли природных и усвоенных факторов, влияющих на процесс овладения языком. Бихевиористы подчеркивают важность формирования условных рефлексов в приобретении языковых навыков. Согласно теории Хромского, язык рассматривается как специфический навык, присущий только человеческим существам. Особое значение в этой теории имеет механизм овладения языком, позволяющий детям понимать язык и составлять грамматически правильные фразы.
Ясновидение~Способность воспринимать объекты или события без непосредственной стимуляции органов чувств. Примером ясновидения может служить точное описание содержимого запечатанного конверта.
Явный~(overt) - хорошо видимый или определяемый; термин применяется по отношению к заболеваниям, имеющим явные признаки и симптомы, в отличие от тех, которые могут незаметно протекать годами, несмотря на вызываемое ими значительное поражение организма. Инфекционные заболевания становятся явными только по окончании инкубационного периода.
я~Чувство собственной идентичности и осознание личной уникальности. «» формируетс в детельности и общении. В психологии слово используетс в различных смыслах, например: - Внутренн сила, контролирующа и направлюща личность. - Совокупность личного опыта (синоним термина «индивидуум» или «личность»). - Сознание или самосознаниечеловека. - Завершающа стади личностного развити (см. Самоактуализаци). Термин «самость» часто входит в состав других психологических терминов — например, «самооценка», «самосознание», «самоотрицание» и т. д.
Яблоко Адамово (adams Apple), Выступ Гортани~(laryngeal prominence) - выступ угла щитовидного хряща гортани.
Яблоко Глазное~(eyeball) тело, имеющее неправильную сферическую форму, ограниченное склерой и расположенное в глазнице. Глазное яблоко тесно связано с различными вспомогательными органами (например, с веком, конъюнктивой и слезным аппаратом), а его движения осуществляются шестью глазодвигательными поперечнополосатыми мышцами.
Язык Животных~Термин имеет два основных значения. Его употребление восходит к попыткам научить животных человеческому языку, а также к исследованиям «природного» языка животных, используемого ими в естественных условиях. До 1970-х годов существовало общее мнение, что язык является исключительно человеческим достоянием. Первые попытки научить шимпанзе американскому языку жестов имели ограниченный успех, но подверглись критике как демонстрация умения шимпанзе лишь имитировать жесты своего инструктора. В наиболее известном исследовании подобного рода принимала участие самка шимпанзе по кличке Уошо, которая могла составлять из знаков простые предложения, отвечала на вопросы и даже (предположительно) пользовалась знаками оригинальным способом. Анализ съемочного материала с участием Уошо и ее инструкторов показал, что они часто делали неумышленные подсказки, помогавшие шимпанзе указать правильный знак. Другие исследования подверглись критике из-за того, что обезьяны проявляли очень слабое владение такими языковыми навыками, как синтаксис (правильная расстановка слов) или генеративность (лингв.: перестановка слов с образованием новых предложений). Современные исследования с участием бонобо (карликовый шимпанзе) по кличке Канзи преодолели большую часть методологической критики и выявили поразительные свидетельства наличия комплексных языковых навыков у человекообразной обезьяны. Наряду с умением общаться при помощи таблички с символами, соединенной с голосовым синтезатором, Канзи также мог понимать несколько сотен английских слов. Морские млекопитающие также проявляют способность к обучению некоторым формам человеческого языка. Исследования с участием самки дельфина по кличке Акеакамаи показали, что она может адекватно реагировать на язык жестов. Каждый жест символизировал предмет (к примеру, мяч или обруч), действие (поймать, бросить и т. д.) или положение (направо, налево и т. д.). Судя по результатам эксперимента, Акеакамаи не только понимает значение расстановки слов, но и может реагировать соответствующим образом, когда знакомые «слова» перестраиваются в новые предложения длиной до пяти жестов. Были предприняты и другие исследования с целью убедиться, способны ли дикие животные к общению друг с другом в языковой форме. Сообщается о том, что некоторые животные подают отдельные сигналы тревоги в зависимости от вида появившегося хищника (к примеру, орла, леопарда, питона). «Слова», используемые взрослыми мартышками-верветами, позволяют другим верветам должным образом реагировать на появление конкретного хищника. В общем и целом, существуют свидетельства того, что язык не является исключительно человеческим навыком, а скорее представляет собой континуум навыков, в той или иной степени проявляемых различными видами животных — как в естественной среде, так и при обучении под руководствомчеловека.
я-концепция~Динамичная, более или менее осознанная система представлений человека о себе. Мы испытываем чувство собственной идентичности (отличия от остальных), а также чувство взаимозависимости (принадлежности к обществу и ассоциации с другими людьми). В разных культурах существует тенденция к усилению роли индивидуальности или взаимозависимости у отдельных людей. В индивидуалистских культурах, таких как Великобритания, США и Австралия, подчеркивается ведущая рольиндивидуализма в процессе социализации, а в коллективистских культурах, таких как Япония и Китай, внимание сосредоточено на взаимной зависимости членов общества. «Я»-концепция имеет два главных аспекта: самосознание и самооценку.
Ягодицы~(nates) - выпуклая часть тела, сформированная ягодичными мышцами, подкожной жировой клетчаткой и покрытая кожей. - Ягодичный (natal).
Яд~(poison) - любое вещество, которое раздражает, повреждает или нарушает функции тканей организма. В больших дозах практически все вещества действуют на организм как яды; однако данный термин обычно применяется лишь по отношению к таким веществам, как мышьяк, соли цианистой кислоты и стрихнин, которые даже в малом количестве могут причинить организму непоправимый вред.
Ядро Субталамическое~(subthalamic nucleus) - напоминающее двояковыпуклую линзу скопление серого вещества, которое расположено под зрительным бугром сбоку от черного вещества вблизи полосатого тела, с которым оно связано нервными путями. Кроме того, оно связано с корой головного мозга и некоторыми другими расположенными поблизости ядрами.
Язва Марьолина~(Mariolins ulcer) - карцинома, развивающаяся по краю имеющейся на коже хронической язвы (чаще всего варикозной язвы кожи голеностопного сустава).
Язва Каучуковая~(chicleros ulcer) - разновидность лейшманиоза кожи, вызываемая паразитами Leishmannia tropica mexicana. Болезнь особенно распространена в Панаме, Гондурасе, а также на берегах Амазонки среди мужчин, собирающих в лесах каучук; проявляется она в виде язвенного поражения мочки уха. Язва обычно проходит в течение полугода самостоятельно, без всякого лечения.
Яд~(venom) - получаемое от змей, скорпионов, пауков и прочих животных отравляющее вещество, которое они используют для поражения своих жертв или врагов. Некоторые яды вызывают лишь появление локальной боли и припухлости в месте их введения; другие яды могут вызвать общее поражение организма, а в некоторых случаях даже привести к смертельному исходу.
Язва~(ulcer) - дефект кожи, распространяющийся на все ее слои, или плохозаживающий дефект слизистой оболочки пищеварительного тракта, который может часто воспаляться. Среди многих видов кожных язв наиболее распространенной является венозная (или гипостатическая) язва ног, называемая также по-другому варикозной язвой (varicose ulcer); она чаще всего развивается у пожилых женщин в результате значительного повышения венозного давления в нижних конечностях. См. также Пролежень.
Язва Желудка~(gastric ulcer) - язва желудка, образующаяся под действием кислоты, пепсина и желчи на слизистую оболочку стенки желудка. Секреция кислоты в желудке при этом обычно не увеличивается. Основными симптомами язвы желудка являются рвота и боль в верхней части живота вскоре после приема пищи; нередко могут развиться такие осложнения, как кровотечение (см. также Гематемезис), перфорация (прободение стенки желудка) и непроходимость желудка, вызванная Рубцовыми изменениями в нем. Состояние больного может улучшиться после приема антацидных лекарственных препаратов, однако большинство язв лечится с помощью антисекреторных лекарственных веществ. Необходимость в хирургическом вмешательстве возникает лишь в случае, если язва не поддается лечению медикаментозным путем. Так как симптомы, наблюдающиеся у больных раком желудка, могут быть очень похожи на симптомы, возникающие при язве желудка, то всем больным с язвой желудка должна производиться гастроскопия для уточнения диагноза.
Ядро~(nucleus) - 1. Основная структура клетки, содержащая ее генетическийматериал - ДНК. ДНК, объединяясь с белком, обычно рассеивается по ядру в виде хроматина. Во время деления клетки хроматин спирализуется и становится визуально различимым в виде хромосом. В состав ядра также входит РНК, большая часть которой сосредоточена в ядрышке. Хроматин и ядрышко находятся в нуклеоплазме. отделено от цитоплазмы двойной мембраной - ядерной оболочкой (nuclear envelope). 2. Анатомически и функционально различимое скопление нервных клеток в головном или спинном мозге.
Язва Роговицы Ветвистая~(dendritic ulcer) - разветвляющаяся язва, образующаяся на поверхности роговицы под действиемвируса простого герпеса. Аналогичные проявления могут наблюдаться во время лечения роговичной абразии. Ветвистая язва роговицы склонна к рецидивам, так как вирус в течение некоторого времени может ничем не заявлять о себе, продолжая оставатьтся в тканях; между рецидивами болезни могут проходить годы.
Язва Пептическая~(peptic ulcer) - повреждение слизистой оболочки пищеварительного тракта, возникающее в результате разрушающего воздействия на нее пепсина и соляной кислоты. Пептическая язва может развиться, если пепсин и кислота присутствуют в организме больного в аномально высокой концентрации или когда в силу каких-либо причин снижаются нормальные защитные механизмы, предохраняющие слизистую оболочку пищеварительного тракта от повреждения;желчные соли также могут принимать участие в образовании таких язв (особенно язвы желудка). Пептическая язва может развиться в пищеводе (пептическая язва пищевода (oesophageal ulcer), в этом случае она обычно сопровождается возникновением рефлюкс-эзофагита); в желудке (см. Язва желудка), двенадцатиперстной кишке (см. Язва двенадцатиперстной кишки); тощей кишке (язва тощей кишки (jejunal ulcer), обычно как одно из проявлений синдрома Золлингера-Эллисона); при наличии у человека меккелевого дивертикула или поблизости от места проведения гастроэнтеростомии (пептическая язва анастомоза (stomal ulcer), язва анастомоза (anastomatic ulcer), краевая язва (marginal ulcer)).
Язычный~(lingual) - относящийся к языку, расположенный вблизи языка или напоминающий язык по внешнему виду. Язычная поверхность зуба - поверхность, прилегающая к языку.
Язва Тропическая~(tropical ulcer), ЯЗВА НАГА (Naga sore) - кожное заболевание, часто встречающееся в регионах с влажным тропическим климатом. Оно характеризуется появлением большой открытой, покрытой струпьями язвы на месте недавно полученной раны или ссадины. Чаще всего язва образуется на ногах (особенно на стопах); при этом в нее могут попадать спирохеты и некоторые другие бактерии, вызывая поражение глубжележащих тканей и даже приводя к разрушению мышц и костей. Для лечения больному назначаются внутримышечные инъекциипенициллина, а на пораженный участок накладывается повязка со слабым антисептиком. При очень тяжелом течении болезни иногда возникает необходимость в осуществлении пересадки кожи для замены ее пораженного участка. Точная причина заболевания в настоящее время неизвестна.
Язва Сибирская~(anthrax) острое инфекционное заболевание сельскохозяйственных животных, вызываемое бактериями Bacillus anthracis. Может передаваться человеку при контакте с шерстью, шкурой или экскрементами больного животного. У человека болезнь поражает либо легкие, вызывая выраженную пневмонию, либо кожу, проявляясь в виде ее сильного изъязвления (называемого сибиреязвенной пустулой (malignant pustule)). Болезнь сортировщиков шерсти (woolsortcrs disease) является серьезным инфекционным заболеванием, поражающим кожу или легкие человека. Возбудителем ее является В. anthracis; особенно распространено данное заболевание среди ткачих и рабочих по выделке кожи (см. Профессиональная болезнь). Нелечснная сибирская язва может закончиться смертельным исходом; наиболее эффективно лечение большими дозами пенициллина или тетрациклина.
Язычок~(lingula) - 1. Тонкая, непарная, немного выступающая вперед часть червя мозжечка, соединенная с верхним мозговым парусом (ред.). 2. Небольшой участок верхней доли левого легкого, который расположен между сердечной вырезкой и косой щелью (ред.). 3. Костная пластинка на внутренней поверхности нижней челюсти, над ее углом. 4. Небольшой парный выступ клиновидной кости, расположенный латерально от сонной борозды (ред.).менных извитых канальцев (seminiferous tubules) (см. рис.), в которых происходит развитие сперматозоидов (см. Сперматогенез). Стенка семенного канальца выстлана слоем сперматогенного эпителия, состоящего из спсрматогенных клеток, находящихся на разных стадиях развития, и поддерживающих клеток (ред.). Клетки Сертоли образуют микроокружение развивающихся сперматозоидов и осуществляют их трофику. Биохимическое созревание сперматозоидов происходит в придатке яичка (эпидидимис), в котором также секретируется жидкость, разбавляющая сперму. Расположенные между канальцами интерстициальныс клетки (interstitial cells) (или клетки Лейдига (Leydig cells)) являются основными производителями андрогена.
Язык~(tongue, glossa) - орган, образованный поперечнополосатой мышечной тканью; прикреплен к диафрагме полости рта. В языке различают верхушку, тело (body) и корень (root). Скелетные мышцы языка связывают его с подбородочной остью нижней челюсти, подъязычной костью и шиловидным отростком височной кости. Поверхность языка покрыта слизистой оболочкой, которая переходит в слизистую оболочку полости рта и глотки. На нижней поверхности языка слизистая оболочка образует складку - уздечку языка (frcnulum linguae). Поверхность языка покрыта сосочками (papillae), которые придают языку шероховатую внешность (см. рис.);сосочки представляют собой выросты собственной пластинки слизистой ободочки, покрытые эпителием. выполняет три основные функции. Он способствует продвижению пищи в полости рта во время жевания и глотания, является органом вкуса и играет важную роль в членораздельной речи. Анатомическое название: язык (glossa).
Яичко~(testis, множ. testes, testicle) - парная мужская половая железа, в которой вырабатываются сперматозоиды и секретируется мужской половой гормонтестостерон (андроген); его выработка осуществляется под контролем секретируемых гипофизом гонадотропинов. Яички плода образуются в брюшной полости, но к моменту рождения опускаются в мошонку, где они находятся при более низкой температуре, благоприятствующей образованию и развитию сперматозоидов. образовано 250- 300 конусовидными дольками, каждая из которых состоит из 2-4 длинных (длиной 30-70 см каждый).
Язычок Небный~(uvula) небольшой конический отросток, отходящий от заднего края мягкого неба, расположенный над корнем языка. Он образован мышцей язычка, соединительной тканью, и покрыт слизистой оболочкой.
Ямка~(pit) - (в анатомии) углубление. Например, любое углубление на поверхности тела эмбриона, на месте которого в дальнейшем формируются его различные орга ны; (углубление на поверхности кости или любого другого органа - ред.).
Ямка Заднепроходная~(prvctodewn) - впячивание эктодермы, образующееся у эмбриона на хвостовом конце. Заднепроходная перепонка, отделяющая это углубление от задней кишки эмбриона, разрывается примерно на третьем месяце беременности (в конце пятой недели - ред.). Для сравнения:Стомодеум.
Яичник~(ovary) - основной женский половой орган (половая железа), в котором регулярно вырабатываются яйцеклетки и стероидные гормоны (см. Цикл менструальный) в ответ на воздействие гонадотропньк гормонов, сскретируемых передней долей гипофиза. и - парные органы; они расположены в полости малого таза с обеих сторон от матки (см. Система репродуктивная). В каждом яичнике находится большое количество фолликулов (follicles), внутри которых и происходит развитие яйцеклеток (см. рис.), однако до конца созревает лишь небольшая их часть (см. Пузырек граафов, Оогенез). Фолликулярные клетки, окружающие яйцеклетку, сскрстируют эстрогсн и небольшое количество андрогена. После овуляции на месте разорванного фолликула образуется желтое тело и начинается секреция прогсстсрона. Эстроген и прогсстсрон контролируют все происходящие в матке на протяжении менструального цикла и беременности изменения (эстрогены контролируют половую диффсренцировку, развитие половых органов, вторичных половых признаков, половое поведение - ред.). - овый (ovarian).
Яйцеклетка~(ovum, egg cell) - зрелая женская половая клетка (см. Гамета). Данный термин часто применяется по отношению ко вторичным ооцитам, хотя в принципе это неправильно. Последняя стадиямейоза наступает лишь тогда, когда ооцит активизируется благодаря его оплодотворению. ( - самая крупная клетка человека, диаметром до 150 мкм; ее цитоплазма богата митохондриями, элементами эндоплазматичсского ретикулума, свободными рибосомами, РНК, желточными включениями. По периферии расположены кортикальные гранулы - ред.).
Ямка~- 1. (Fossa, множ. fossae) углубление или небольшое отверстие. Локтевая ямка (cubital fossa) представляет треугольное углубление в передней локтевой области; подвздошная ямка (iliac fossa) - углубление на внутренней поверхности подвздошной кости; гипофизарная ямка (pituitary fossa) - углубление в теле клиновидной кости, в которой расположен гипофиз; ямка зуба (tooth fossa) - небольшой дефект на эмали поверхности зуба. 2. (Fovea) - небольшое углубление, например, неглубокая ямочка на сетчатке глаза, в которой находится большое количество колбочек, поэтому данное место считается участком с самой высокой остротой зрения; когда глаз смотрит на какойлибо предмет, часть изображения, фокусируемого в ямке, является как раз той частью, которая наиболее точно регистрируется головным мозгом. См. также Пятно желтое.
Ямки Грушевидные~(pinform fossae) - два напоминающих по внешнему виду грушу углубления, расположенные в глотке с обеих сторон от возвышения гортани.
Ямочка~(foveola) - (в анатомии) небольшое углубление округлой формы.
Яремный~(jugular) - относящийся к области шеи.
Ятро-~(iatro-) - приставка, обозначающая: 1. Медицину. 2. Врачей.
Ятрогенный~(iatrogenic) - термин используется для описания состояния, которое возникает в результате лечения: например, какойлибо непредвиденный или неизбежно возникающий побочный эффект.
Ятрогенное Расстройство~Расстройство, вызванное врачом. Этот термин обычно употребляется для обозначения любого патологического состояния, физического или психического, которое было вызвано в результате попыток лечения. Подразумевается, что таких проблем можно было бы избежать, хотя такое мнение не всегда честно. Классические примеры – функциональные расстройства, вызванные внушением или беспокойством, связанным с лечением, расстройства, связанные с лекарственными средствами (например, лекарственный паркинсонизм).
Ячмень~(stye, hordeolum) - острое воспаление сальной железы, расположенной около волосяных сумок ресниц, причиной которого обычно является бактериальная инфекция. Инфицированная железа уплотняется и становится болезненной; проток, открывающийся в волосяную сумку ресницы, закупоривается, а железа превращается в заполненную гноем кисту. Лечение ячменя заключается в частом промывании пораженного участка теплой водой или в удалении ресниц вокруг места воспаления. Медицинское название: ячмень на веке (hordeolum).
Я~Тот аспект личности, который представляет знание о себе; компонент, который, в терминологии Уильяма Джемса, осознает меня. См. самость, особенно 2.




































































Поделиться:

Реклама