Я-идеал - это...

Термин, первоначально использовавшийся Фрейдом (1914, 1921) для обозначения того, что позже было названо им Сверх-Я, то есть психического образования со специфическими психическими функциями, включающими в себя построение системы моральных норм, называемой также совестью (включая самонаблюдение и самокритику), цензуру сновидений, проверку реальности (эта функция в конечном счете стала рассматриваться как функция Я) и, наконец, формирование идеального образа себя.В настоящее время большинство аналитиков рассматривают как совокупность функций в структуре Сверх-Я. Некоторые авторы считают идеальные концепции Самости' и 'идеализированные качества объектов любви' двумя основными исходными частями Я-идеола. В психологии Самости эти части описываются терминами грандиозная Самость и идеализированный объект (самообъект). Другие авторы подчеркивают, что относится к множеству репрезентантов, дифференцирующихся на протяжении жизни: 1) идеальный: объект- образ почитаемого, идеализированного и всемогущего объекта; 2) идеальный ребенок- родительский идеал желанного и любимого ребенка, воспринимаемый этим ребенком (позже эта репрезентация становится частью того, 'каким я должен стать'); 3) идеальная Сомость - представление о том, кем 'я хочу быть', о том, что может обеспечивать максимальное удовлетворение и сводить к минимуму агрессивные проявления против Самости;4) идеальные отношения- репрезентация желанных, оптимальных взаимоотношений. К этим четырем аспектам а относятся репрезентанты действий, которые следует совершить или которых следует избегать, чтобы добиться желаемых отношений. Эти различные репрезентации служат 'мерилом' для оценки того, насколько индивид соответствует ожиданиям со стороны своих визави; они могут также помогать выявлять причину неудач, вызывающих аффекты неудовольствия.Первичные аффекты, связанные с функционированием Я-идеола или Сверх-Я, чувствами стыда и вины, нередко перекрывают; тем не менее здесь можно провести определенные различия. Чувство стыда предохраняет интегральный образ Самости, чувство вины - интегрированность объекта. Таким образом, чувство стыда относится в первую очередь к неудачам, слабости или к изъянам Самости - к неспособности видеть себя таким, каким хотелось бы, чтобы тебя воспринимали другие. Чувство вины связано с 'нападением' на других - нарушением личных норм поведения, основанных на 'идеальных отношениях'.Репрезентанты а основываются на идентификациях - как с идеализированными родителями, так и с прежними образами Самости. Однако в некоторых случаях может оказаться совершенно противоположным таким идентификациям. Подобная дезидентификация, или негативная идентичность, отражает интрасистемный конфликт между частями Сверх-Я (идеалами, ценностями) или частями Я. При усилении такого конфликта он может привести к патологии, например к конфликту идентичности. Расщепление идентичности часто сопровождается импульсивным поведением и значительно реже - симптомами деперсонализации.Хотя формируется в ходе развития Я, при некоторых патологических состояниях обнаруживаются ранние образы, связанные с проявлениями примитивных влечений (фантазии о слиянии, чрезмерные амбиции), которые сохраняются и могут повлиять на формирование а на более поздних стадиях. Такая патология свидетельствует об уязвимости индивида к нарциссической травме и о тенденции к переживанию интенсивных архаических аффектов, таких, как гнев, стыд, депрессия и тревога, а также дериватов нарциссических аффектов - зависти, ревности, злости и презрения. А. Райх (1954) отмечала роль садистских предшественников Сверх-Я и архаических форм а в патологических состояниях, характеризующихся незрелостью сексуальных идеалов, неустойчивостью связей Я и смешением желаемого и реальности.
Ятрогенное Расстройство~(iatrogenic disorder) - расстройство, ненамеренно вызванное врачом.
Ядерно-магнитная Томография~(magnetic resonance imaging) - использование магнитных качеств некоторых веществ для создания детальной картины структуры мозга.
Я-концепция~Относительно устойчивая переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов.
Язвенная Болезнь~(peptic ulcer) Я. б. представляет собой распространенное заболевание, происхождение и течение к-рого имеет выраженную психосоматическую обусловленность. Язвы образуются, когда излишнее количества кислотных пищеварительных соков разъедает защитную слизистую оболочку двенадцатиперстной кишки, желудка (менее часто) или (редко) пищевода. Язвы чаще встречаются у лиц среднего и позднего возраста, чем у молодых и, в западном обществе XX в., чаще у мужчин, чем у женщин. Основными симптомами яв-ся боли и рвота. Предрасположенность к Я. б. связана с наследственными факторами и напряженным (связанным со стрессами) стилем жизни. Несколько факторов могут модифицировать потенциальную возможность образования стрессогенной язвы в лабораторных условиях. Удар электрическим током чаще приводит к образованию язвы, если он внезапен, чем когда ему предшествует предупреждающий сигнал. Вероятность появления язвы ниже, если животное имеет возможность как-то активно реагировать на болевой раздражитель, напр., нападать на др. животных. Ограничение подвижности, принудительный бег и иные стрессоры снижают вероятность появления язвы, если тот же самый стрессор позже повторяется с большей интенсивностью. Однако, иммунизация экспозицией к действию слабого стрессора не обязательно распространяется на др. стрессоры. Лечение Я. б. включает сон, отдых, прием антацидов и контролируемую диету. Алкоголь, аспирин и кислые пищевые продукты редко яв-ся причиной язвы, но они могут усугублять течение болезни, в связи с чем больным язвенной болезнью рекомендуется минимизировать их прием. См. также Пищеварительная система, Последствия стресса Дж. Калат
Язвенный Колит (ulcerative Colitis)~Наиболее распространенное воспалительное заболевание кишечника. Одно из семи так называемых психосоматических расстройств, изученных Александером (1950), которые провоцируются и обостряются эмоциональными конфликтами.Первым психоаналитиком, обратившим внимание на психопатологию при язвенном колите, был Мюррей (1930). Его наблюдения были подтверждены и дополнены многочисленными исследователями - медиками, психологами, психиатрами и психоана литиками. В характерологическом отношении многие пациенты, страдающие язвенным колитом, кажутся поверхностными людьми; их фантазия, сновидения и интроспекция очень бедны, и они часто не осознают своих чувств. Эти особенности были названы Сифносом (1967) алекситимическими, однако психоаналитическое исследование выявляет у таких пациентов сильнейшее отрицание. Они используют догенитальные формы защиты от интенсивных примитивных садистских импульсов, направленных как на воспринимаемые реальные, так и но интерналиэированные первичные объекты. Если пациент распознает и мобилизует такие импульсы с сопровождающими их фантазиями (дериватами влечений), он часто оказывается способным отказаться от кишечных симптомов, но за этим нередко следуют отыгрывание и депрессия. Иногда могут наблюдаться преходящие психотические симптомы.На ранних стадиях лечения нередко приходится использовать некоторые модификации классической психоаналитической техники. Часто оказывается полезным авторитарный, но не успокаивающий, интерпретирующий стиль работы. После анализа догенитальных проблем пациента и устранения его симптомов иногда оказывается возможным классический аналитический подход.После изучения шестидесяти восьми случаев Вейнсток (1962) пришел к выводу, что за исключением больных, которым необходимо хирургическое вмешательство, с помощью психоаналитической терапии удается добиться излечения или стойкой ремиссии. Однако несмотря на многочисленные сообщения о ремиссиях после проведения психоаналитической терапии у больных, наблюдавшихся десятилетиями, роль психопатологии и аналитической терапии в лечении таких состояний остается спорной. В последние десятилетия психоаналитики отошли от лечения психосоматических состояний. Одной из причин этого является то, что лечение таких больных не совместимо с обычной психоаналитической практикой.
Человек Как Ученый~(Man-the-scientist). Идея, что ученые - это тоже люди, которые конструируют, или интерпретируют, свои гипотезы, касающиеся изучаемых ими индивидов, таким же образом, каким простые люди конструируют свою среду. См. также рефлексивность. Это, скорее, не проблема, а идея, представляющая интерес для психологического исследования и релевантная ему.
Я-концепция~(self-concept) На протяжении столетий теологи, философы и общественные деятели сходились в том, что истоки и последствия представления людей о себе, или Я-к., заслуживают самого серьезного внимания. Однако при этом практически не предпринималось попыток дать достаточно строгое определение Я-к., к-рое позволило бы оценить степень сходства и различия во взглядах философов, политиков, ученых и др. профессиональных мыслителей на Я-к. С конца XIX и до середины XX в. лишь нек-рые психологи, социологи и психиатры пытались изучать Я-к., преим. на абстрактном или теорет. уровне. Наиболее известным психологом, занимавшимся в XIX в. проблемой Я, был Уильям Джемс, к-рый основывал свои утверждения на повседневных, проницательных, неконтролируемых наблюдениях за собственными сознательными переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции. Мэри Калкинс попыталась перенести изучение Я-к. в психол. лабораторию. В 1935 г. Курт Коффка выделил Я в качестве одной из важнейших самостоятельных тем исследований гештальт-психологов, использовавших т. н. феноменологическую интроспекцию, при к-рой наблюдатели отчитываются о своих сознательных переживаниях безо всяких искусственных ограничений или попыток их анализировать. Между тем социологи, такие как Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид, указывали на важную роль соц. взаимодействий в формировании Я-концепций, к-рые, в свою очередь, рассматривались в качестве осн. детерминант соц. поведения людей; однако все эти дискуссии основывались на личных наблюдениях, а не на научных исслед. Одновременно, целая плеяда врачей-клиницистов в Европе и США разрабатывала различные варианты идеи о том, что Я-к. важна для клинического понимания людей и для формулирования общих положений предлагаемых ими теорий личности. Однако в целом их идеи, практически целиком основывавшиеся на неконтролируемых клинических наблюдениях отдельных случаев, были недостаточно строги и недоступны эмпирической проверке, а порой даже отрицали положения научного детерминизма. Все это привело к тому, что их взгляды на протяжении неск. десятилетий были в стороне от общего направления научной психологии в США. Детские психологи начали изучать развитие соц. познания - знания о других и о себе в отношении к другим. Сюда входили вопросы о предположительном существовании качественно различных стадий развития соц. познания и возможной связи возрастных тенденций развития речи с развивающимися представлениями о себе и других. Наряду с этим была тж поднята проблема влияния родительских качеств и родительского поведения на представления ребенка о себе; была тж очевидно, что теория и исслед. нравственного развития важны для изучения усвоения Я-к. и идеалов Я. Соц. психологи признали важность переменных Я-к. в своих теориях межличностной аттракции, конформности челов. поведения и когнитивного диссонанса. Переменные Я-к. фигурируют и в теории атрибуции. Соц. психологи тж объединились с социологами в исслед. влияний переменных возраста, соц. класса, расы и пола на Я-к. Представители теории соц. научения выдвигали аргументы в пользу таких переменных, как локус контроля и выученная беспомощность, а каждая из них связывается (как в теории атрибуции) с условиями, при к-рых человек рассматривает свои характеристики или поведение как важные факторы в определении результатов. Психологи, занимающиеся проблемами профессионального самоопределения и интенсификации труда, подчеркивали теорет. значение таких идей, как направляющая роль Я-к. в выборе профессии и эвентуальном развитии профессиональной Я-к. Т. о., теоретики и исследователи до сих пор рассматривали почти исключительно феноменальную, или сознательную Я-к., не затрагивая т. н. бессознательной Я-к. 1. Личная Я-к. (personal self-concept). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, какими он видит их. Эти характеристики могут варьировать от сравнительно специфических до весьма обобщенных. Следует отметить, что личная Я-к. включает не только физ., поведенческие и внутренние характеристики, но и такие аспекты, как половая идентичность, расовая/этническая идентичность, социоэкономическая классовая идентичность, возрастная идентичность и такое чувство, как быть, в нек-рых отношениях, тем же самым человеком на протяжении определенного времени. 2. Социальные Я-к. (social self-concepts). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, как они, по его мнению, видятся другими. Социальные Я-к. могут соответствовать, а могут и не соответствовать характеристикам собственного Я индивидуума, какими он видит их. 3. Я-идеалы, касающиеся личной Я-к. (self-ideals regarding ones personal self-concept). Это представления о том, каким бы хотел быть индивидуум на самом деле. 4. Я-идеалы, касающиеся социальных Я-к. (self-ideals regarding ones social self-concepts). Это представления о том, каким индивидуум хотел бы выглядеть в глазах других. 5. Оценки описательных личных Я-к. относительно соотв. личных Я-идеалов (evaluations of descriptive personal self-conceptions in relation to the ideals for self regarding those attributes). Иначе говоря, это оценки пункта 1 в сравнении с пунктом 3. 6. Оценки описательных социальных Я-к. относительно соотв. идеалов для социальной Я-к. (evaluations of descriptive social self-conceptions in relation to the ideals for ones social self-concept). Т. е., это оценки пункта 2 в сравнении с пунктом 4. Самооценка Большинство теорет. работ и эмпирических исслед. в области Я-к. так или иначе касаются самооценки (self-esteem). В литературе по Я-к. тж широко используется термин самопринятие (self ассерtance) для обозначения симпатии или уважения человека к себе несмотря на признание им своих недостатков. Хотя исследователи достигли значительного согласия в отношении общего представления о том, что измерять, прогресс в области измерений шел медленно, что обусловлено а) чрезвычайной сложностью набора переменных; б) неудачными попытками выделить составные части в Я-к. и разработать для них адекватные измерения; и в) пренебрежением принятыми процедурами установления необходимых уровней надежности и конструктной валидности, предваряющих использование измерений в исслед. Виклунд выдвинул гипотезу о том, что наблюдаемые связи между ми и соотносящимися с ними видами поведения становятся сильнее, когда человек находится в состоянии самоосознавания. Это состояние может вызываться при работе с зеркалом или магнитофонной записью своего голоса, оно может тж являться постоянной отличительной особенностью нек-рых людей в сравнении с другими. Вследствие многочисленности факторов, предположительно связанных с Я-к., неск. тысяч опубликованных эмпирических работ рассеяны широким и тонким слоем по различным пересекающимся с этой темой предметным областям. Б. ч. опубликованных исслед. фокусируется на переменных, связанных с уровнями общей самооценки или с самопринятием. Др. значительная их часть посвящена Я-к., касающимся уровней относительно устойчивых способностей. Факторы, к-рые исследователи наиболее часто пытались связать с переменными Я-к., - это достижения, интеллект и творческие способности; возраст и уровень развития; авторитаризм и догматизм; семейные переменные; пол; межличностная аттракция; психотер.; расовый/этнический статус; социально-экономический статус. Поражает то, что были найдены практически нулевые или слабые взаимосвязи между самооценкой и каждой из ряда рассматриваемых переменных, с к-рыми самооценка - как с т. зр. теории, так и с позиций здравого смысла, - казалось бы должна иметь сильную связь, напр., возрастом, расой, полом, социально-экономическим уровнем, психотерапевтическим статусом, творческими способностями и убеждаемостью. Представляется очевидным, что более практичным и интересным результатам могла бы способствовать более тщательная проработка теорет. положений. Напр., большее внимание следовало бы уделить: а) компонентам самооценки; б) отношениям, в к-рых отдельные аспекты Я-к. достигают характерного отличия в определении самооценки (вероятно, варьирующих от одного человека к другому), и в) возможности того, что ни дети, ни взрослые не сравнивают себя с теми очень широкими, обобщенными референтными группами, важность к-рых имплицитно подразумевается исследователями, занятыми поисками влияний на самооценку со стороны пола, расы или соц. класса. См. также Самооценка Р. К. Уайли


Определения, значения слова в других словарях:

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева
Я-идеал — термин, используемый в психоанализе в качестве синонима Сверх-Я. Вместе с тем ряд комментаторов теории З. Фрейда считает, что следует различать Сверх-Я как результат изначальных раннедетских идентификаций с родителями и Я-и. как результат более поздних идентификаций с...

Поделиться:

Реклама