Выготский Лев Семенович - это...
(5.11.1896, Орша - 11.06.1934, Москва) - отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Биография. В 1917 г. окончил юридический факультет Московского университета, одновременно - историко-философский факультет университета Шанявского. С 1924 г. работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, затем в основанном им Институте дефектологии. Читал курсы в ряде вузов Москвы, Ленинграда, Харькова. Профессор Института психологии в Москве. Исследования. До второй половины 20-х гг. занимался проблемой восприятия искусства. Выделял в эмоциональной сфере индивида, воспринимающего то или иное произведение искусства, два разнонаправленных аффекта, противоположность которых снимается в катарсисе, являющемся основой эстетической реакции. В работе "Исторический смысл психологического кризиса" приступил к анализу общих проблем методологии и теории психологии и построению методологии марксистской психологии. Разработал основы культурно-исторической психологии, в которой ведущую роль играют орудийные действия и деятельность со знаком. Занимался проблемами дефектологии в созданной им лаборатории психологии аномального детства (1925 - 1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическую речь ("Мышление и речь", 1934). Пришел к выводу, что сознание представляет собой динамическую смысловую систему, в которой находятся в единстве аффективные, волевые и интеллектуальные процессы. Ввел понятие зоны ближайшего развития, . Оказал существенное влияние как на отечественную (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец и др.), так и мировую психологическую мысль. Сочинения. Методика рефлексологического и психологического исследования. 1924; Педагогическая психология. М., 1926; Воображение и творчество в детском возрасте. М.-Л., 1930; Этюды по истории поведения. М.-Л., 1930 (совм. с А.Р.Лурия); Мышление и речь. 1934; Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935; Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. 1936; Избранные психологические произведения. М., 1956; Развитие высших психических функций. М., 1960; Психология искусства. М., 1968; Собрание сочинений. Т. 1-6. М., 1982-84
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: