Выготский - это...
ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934) - российский психолог Профессор Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет народного университета АЛ Шаняв-ского (Москва) Научно-педагогическую деятельность начал в гГомель в Беларуси С 1924 работал в Москве, в Институте экспериментальной психологии и др Основал и возглавил Институт дефектологии Читал курсы лекций в вузах Москвы, Ленинграда и Харькова Интересовался психоаналитическими идеями В 1925 совместно с АР Лурия опубликовал предисловие к книге Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия", в котором отмечалось, что Фрейд принадлежит "к числу самых бесстрашных умов нашего века", чью "Колумбову заслугу" составляет открытие феноменов психической жизни, лежащих "по ту сторону принципа удовольствия" и такая интерпретация их, которая содержит ростки материализма В этом же году написал книгу "Психология искусства" (опубликована в 1965) в которой, отдавая должное "громадным теоретическим ценностям" и "положительным сторонам психоанализа", подверг критике его пансексуализм и недооценку роли сознания В 1927 завершил рукопись работы "Смысл психологического кризиса" В ней утверждал недопустимость сведения высших форм поведения людей к их низшим элементам, и, как следствие, неэффективность такого подхода для объяснения человеческих поступков Опубликовал ряд работ по педологии В 1928 в статье "К вопросу о динамике детского характера" поддержал теорию А Адлера и подчеркнул, что "ни одна из современных психологических идей не имеет такого огромного значения для педагогики, для теории и практики воспитания" как учение А Адлера о характере В 1930-1931 написал книгу "История развития высших психических функций" (опубликована в 1960), в которой изложил культурно-историческую теорию развития психики, выделявшую слитые в эволюции два плана поведения: "натуральный" (продукт биологического развития животного мира) и "культурный" (результат исторического развития) В границах второго (из выше отмеченных) плана, по В, происходит опосредование "культурного поведения" орудиями, направленными "вовне", на трансформацию действительности, и знаками, ориентированными "вовнутрь", на корректировку других людей и (затем) собственного поведения В работе "Мышление и речь" предложил понимание структуры сознания человека как динамической смысловой системы интеллектуальных, волевых и аффективных процессов, находящихся в определенном единстве Создал культурно-историческую школу в психологии (Леонтьев, Лурия, А Запорожец и др) Автор книг "Педагогическая психология Краткий курс" (1926), "Основные течения современной психологии" (1930, в соавторстве), "Этюды по истории поведения" (1930, совместно с Лурия), "Мышление и речь" (1934), "Умственное развитие детей в процессе обучения" (1935) и около 100 других работ по проблемам общей, детской, педагогической и генетической психологии, педологии, дефектологии, психопаталогии, психиатрии, общественно-исторической природе сознания и психологии искусства
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: