Всемирная история - это...

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ — понятие и интеллектуальное допущение, выступающие в одной из своих версий как одна из базовых доктрин мировых религий — иудаизма, христианства и ислама. Впервые в иудаизме и его Св. Писании (см. Танах), воспринятом также и христианством (см. Ветхий Завет), история всего человечества предстает как осмысленный, направленный процесс, в котором народ Израиля призван быть "инструментом" в Божьих руках для осуществления Его замысла, касающегося всей В. И.: человечество должно прийти ко вселенскому торжеству Божественного добра. При этом национальный принцип в еврейском сознании существенно переосмысливается и вытесняется, по сути, сакрально-этическим: следование заповедям Торы оказывается важнее национальной принадлежности. Далее, отталкиваясь от этого, в отличие от акцентированно индивидуалистичного буддизма, ислам и, в особенности, христианство постулируют кардинальный отказ от принципа признания избранности того или иного сообщества людей по национально-государственному либо социальному критерию. Своеобычный интернационализм христианства обусловлен утверждением идеологами последнего сакрального характера церковной социальности применительно к представителям любых социально-исторических целостностей. В границах христианского мировоззрения пришествие в мир Иисуса Христа и возникновение общины верующих суть поворотный момент качественной трансформации истории до тех пор разобщенного человечества: истоком В. И. в данном контексте полагается начало процесса объединения людей для сознательного осуществления Божественного замысла. "Всечеловеческая" Церковь христианства выступает тем самым как прообраз всеединого, всевозрастающе совершенного и обретающего единение с Богом человечества — субъекта В. И. В сочинении "О Граде Божьем" Августин подчеркивал, что такое сообщество индивидов есть не только религиозная община как таковая, но и универсальное государство, не имеющее физических границ, а простирающееся там, где есть верующие. "Град Божий", по Августину, не подвержен каким-либо случайностям истории и не имеет своего предела существования в историческом времени, ибо возникновение "Града" предопределено свыше, а сценарий осуществления его судьбы провиденциально предрешен. По мысли Августина, "Град Божий" есть "сообщество общения по духу"; духовным же механизмом, конституирующим В. И., в данном случае выступает самосознание принадлежности ко "Граду" — в противовес отчужденному типу "общения по плоти". В целом религиозная версия В. И. фундирована онтологической иерархией, рассматривающей "посюсторонний" мир производным от Божественного Абсолюта, обусловливающего течение и результат истории людей. Тем самым задается аксиологически значимая модель принципиального противопоставления вселенского целого любым преходящим социально-государственным формам. В подобных интеллектуально-философских проектах отрицается наличие дистанции между естественным и сверхъестественным. [Ср.: встраивание образа-символа человека в пантеистическую космологическую картину мира у Дж. Бруно; идеал "всемирного братотворения" у Н. Ф. Федорова; идея софийности, только и способная объединить человечество, у В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского; конструкт "соборного сознания" С. Трубецкого; теоретический подход С. Л. Франка, трактующий "метаиндивидуализм" в качестве "духовной основы общества" и др.]

А. А. Грицанов


Поделиться:

Реклама