Вселенские Соборы - это...
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ — в христианском богословии, теории и обрядово-культовых практиках (изложение М. И. Горчакова) — чрезвычайное "собрание пастырей и учителей Церкви, по возможности, со всей вселенной" или иерархическое представительство всех поместных самостоятельных (автокефальных) церквей, составляющееся в целях свидетельства об общей вере их, для утверждения истин вероучения, данных Церкви Откровением и потому несомненно верных, для установления правил, обязательных во всей Церкви, и для разрешения вопросов, имеющих общецерковную важность. В. С. есть единственный верховный авторитет во вселенской Православной Церкви по вопросам вероучения и единственный орган ее вселенского законодательства. В. С. обладает свойством непогрешимости в своих определениях и правилах; действия его власти простираются на все поместные церкви и на все времена. Авторитет его власти и свойство непогрешимости основываются как на представительстве его от Вселенской Церкви, сознание которой выражается в его определениях, так и еще более на веровании, что через него и в нем действует Дух Божий.
В. С. отличают признаки внешние и внутренние. К внешним признакам В. С., прежде всего, относится участие в нем представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей их и епископов или заместителей их, уполномоченных и посланных (легатов) от них. Нет необходимости, чтобы все епископы каждой поместной церкви были на В. С.: каждая церковь посылала представителей по возможности, по обстоятельствам церкви или личной жизни сами епископы какой-либо страны могли лично и не являться; но необходимо для составления и образования В. С., чтобы со стороны поместных церквей не было возражений против его созвания и было выражено согласие как на созвание, так и на определения его, чем свидетельствуется общение отсутствующих епископов с наличным составом собора и единение всех поместных церквей в составе и деятельности его. По учреждении патриаршеств необходимым условием для состава В. С. признавалось присутствие на нем или всех патриархов лично, или уполномоченных от них с грамотами, излагающими образ мыслей их по предметам занятий В. С.
Вторым внешним признаком В. С. служит каноническая правильность в порядке созывания, состава, ведения и объявления определений его. В Римской империи В. С. первых девяти веков созывались императорами, но по заявлениям от иерархов церкви, по их инициативе и с их согласия. Право участия в деяниях В. С. с решающим голосом имели епископы; пресвитеры же и диаконы могли участвовать на В. С. или в качестве полноправных членов, если они выступали заместителями, уполномоченными и посланцами от своих епископов, или с правом совещательного голоса, если они присутствовали на Соборах для помощи епископам в ведении прений с еретиками, в исполнении распоряжений епископов, в составлении деяний В. С. и т. п. Присутствовали иногда и миряне — императоры, их сановники, представители и их уполномоченные: первые для выражения своего уважения к достоинству Собора, а все другие для наблюдения и поддержания мира, внешнего порядка и торжественности Собора; но принимать участие в ведении В. С. они не имели права. Порядок председательства на В. С. и порядок мест для членов следует установленным, на основании обычаев, правилам (28-е правило 4-го Вселенского и 36-е правило Трулльского Соборов) касательно старейшинства и степеней иерархических престолов, занимаемых членами Собора; императору предоставлялось почетное председательство на Соборе. Для действительности определений В. С. необходимо, чтобы члены в ведении, в совещаниях, прениях, выражении своих мыслей и мнений, в подаче голосов и окончательном решении вопросов пользовались полной свободой, чуждой стеснения. Определения и постановления В. С. обнародовались и по распоряжениям соборов (1-е правило 3-го Вселенского Собора) и императорскими указами, которыми сообщалась соборным правилам сила государственных законов.
Необходимым внешним признаком В. С. служит также признание его таковым всеми поместными церквами, как теми, от коих епископы присутствовали на Соборе, так и теми, от которых не было на них представителей. Принятие его в каждой поместной церкви должно быть единодушным и полным, всем составом ее — клиром и народом — в сознании правильности, непреложности и непогрешимости соборных вероопределений и постановлений.
Внутренние признаки достоинства В. С. суть: 1) согласие его вероучения и правил со Св. Писанием (см. Библия), апостольским преданием, вероучением и правилами Вселенской Церкви всех предшествующих веков; 2) единение и единодушное выражение на нем вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всеща; 3) свойственная в Церкви только В. С. законодательная деятельность. Главный и исключительно свойственный Церкви предмет деятельности В. С. есть составление Символов веры и изложение догматов в значении неизменяемых образцов вероучения, т. е. облечение в точные и определенные выражения истин вероучения, абсолютных по своей верности, имеющих несомненное происхождение из Откровения, отличающихся свойством непогрешимости и неизменяемости и потому обязательных для усвоения всеми членами Церкви. Имея право составлять символы и догматы, В. С. обязан: хранить переданное от Апостолов и Соборов вероучение нерушимым и неприкосновенным от нововведений и изменений; отвергать вымышляемые людьми учения, противные истинному вероучению; избирать слова и выражения для составления образцов вероучения; отличать истинное христианское учение от частных мнений и еретических заблуждений. В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения В. С. обладает свойством непогрешимости как орган Вселенской Церкви, руководимый Духом Божьим. В. С. принадлежит право издавать правила, которыми устанавливается порядок устройства, управления, дисциплины и отношений Церкви. Правила эти, не имея свойства непогрешимости, каким отличаются истины вероучения, утверждаемые В. С., служат, однако же, выражением и свидетельством правосознания Вселенской Церкви, вполне соответствующего ее духу и назначению; имеют значение руководства для законодательства поместных церквей; не подлежат в них изменениям, отмене и замене иными правилами, разве лишь по определениям В. С. последующего времени; признаются посему непреложными и неизменными по своему содержанию и обязательными для всех поместных церквей во все последующие времена. Но правила В. С. могут подлежать развитию в законодательствах местных церквей, разнообразному применению их в практике и неодинаковому приложению их по обстоятельствам и условиям места и времени.
В Православной Церкви В. С. признаются следующие семь: Первый Никейский (325), Первый Константинопольский (381), Эфесский (431), Халкидонский (451), Второй Константинопольский (553), Третий Константинопольский (680—691) и Второй Никейский (783—787).
В праве Римско-Католической Церкви число и значение В. С. определяется несогласно с правом Православной Церкви. Римско-католическими правоведами вносятся в списки В. С. следующие двадцать: Первый Никейский (325), Первый Константинопольский (381), Эфесский (431), Второй Константинопольский (553), Третий Константинопольский (680—682), Второй Никейский (787), Четвертый Константинопольский (869—870), Первый Латеранский (1123), Второй Латеранский (1139), Третий Латеранский (1179), Четвертый Латеранский (1215), Первый Лионский (1245), Второй Лионский (1274), Вьеннский (1311), Констанцский (1414—1418), Базельский (1431), Флорентийский (1439), Пятый Латеранский (1512—1516), Тридентский (1545—1563), Первый Ватиканский (1869—1870), Второй Ватиканский (1962—1965).
Согласно православным богословам в то время, когда Западная Церковь состояла в единении со Вселенской Православной Церковью, значение В. С. как по отличительным их признакам, так и по власти в Церкви понималось в ней совершенно одинаково с тем, как понимается оно Православной Церковью и в настоящее время. Но в Средние века, в период 12—14 вв., во времена развития на западе Европы владычества Римских Пап, сложился особый тип Соборов, которые Римско-Католической Церковью называются вселенскими, но которые по составу своему и по содержанию заключают в себе признаки общих соборов этой Церкви и потому вне ее не признаются вселенскими: на этих Соборах Римский Папа получил преобладающее перед всеми иерархами Христианской Церкви значение. В 15 в. на западе Европы т. н. реформационные Соборы — Констанцский и Базельский — признали было за собой высший над папами авторитет. Но последующие за тем Соборы, признаваемые в Римско-Католической Церкви вселенскими, стремились возвратить папе средневековое преобладающее над ними значение. На Ватиканском Соборе с провозглашением догмата непогрешимости папы В. С. в Римско-Католической Церкви получил значение совета епископов при папе.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: