Возможность И Действительность - это...
ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой - ставшую реальность Если понятие В выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определенной закономерности его развития, то Д - объективно сущее, наличное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия В широком смысле слова, Д, тобр, есть совокупность всех реализовавшихся В и предметно совпадает с феноменом наличного бытия Выступая в качестве парных категорий, В и Д могут быть охарактеризованы с точки зрения взаимоперехода: В возникает в рамках Д как одна из тенденций и потенциальных перспектив ее эволюции, презентируя будущее в настоящем, воплощая тем самым эволюционный потенциал Д (как, по примеру Аристотеля, статуя Гермеса в мраморной глыбе), а превращение В в Д (актуализация) порождает новые В Однако, претворение в жизнь одной из В, ее превращение в Д, означает в то же время и неосуществленность всех других, альтернативных В (их сохранение в качестве В или превращение в невозможность) Таким образом, в контексте взаимодействия В и Д конституируется категория невозможности как того, что не может быть артикулировано в качестве Д ни при каких условиях и не может быть помыслено без нарушения логического закона непротиворечивости суждения Наряду с этим, противостоя невозможности, В противостоит и необходимости, те тому, что не может не стать Д, в отличие от которой В соизмеряет свой статус потенциальности с вариативной перспективой (В связи с сопоставленностью Д с необходимостью, В - из соображений симметрии - ставится в соответствие со случайностью, которая характеризует В или невозможности тех условий развития предмета, при которых В - с необходимостью - превратится в Д) Различные виды В могут быть систематизированы с помощью следующих типологических оппозиций: 1) формальная В, те все то, что не исключено сущностными законами развития предмета и может быть помыслено в непротиворечивой форме в качестве потенциальных версий его развития (см гегелевский пример о формальной возможности того, что турецкий султан станет папой Римским), и В реальная, те такая, которая не только может быть помыслена без нарушения законов формальной логики, но и сохраняет потенциал актуализации при ее сопоставлении с другими В (в этом контексте конституируется понятие вероятности как количественной меры В: "максимальная вероятность" означает акт превращения В в Д); 2) абстрактная В, те такая, условия реализации которой, в свою очередь, выступают в качестве возможных, и конкретная В, превращение которой в Д может быть осуществлено на наличном уровне развития предмета; 3) обратимая В, превращение которой в Д симметрично трансформирует статус прежней Д в возможный (фигура маятникообразного взаимопревращения), и необратимая В, превращение которой в Д придает прежней Д статус невозможности Термины В (dinamis) и Д (energeia) были введены впервые в "Метафизике" Аристотеля, однако объективно дифференциация актуального и потенциального существования обнаруживает себя уже в рамках натурфилософии, начиная со старших физиков: так, у Анаксимандра, Анаксагора, Демокрита Д, те наличный, эмпирически данный Космос представляет собою лишь один из возможных вариантов организации исходного субстанциального начала как неограниченности В, причем эта В обратима (см, например, ритмические пульсации космизации и апейрониза-ции мира у Анаксимандра, гераклитовский огонь, "мерами разгорающийся и мерами погасающий" и тп) Наряду с этим, в философии элеатов оформляется апория о невозможности В, ибо сущее не может возникнуть ни из сущего (ибо в этом случае отсутствует реальное возникновение), ни из несущего (что невозможно) Аналогично - в рамках мегар-ской школы (см СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ) оформляется идея о том, что возможной является только Д, ибо вне Д не может быть В ("возможностью можно обладать только в акте") На базе критики означенной аргументации ("такие утверждения упраздняют всякое движение и возникновение") выстраивается концепция В и Д Аристотеля В связывается у Аристотеля с материальным, а Д - с формальным началами, - под Д, таким образом, понимается то, что обрело форму, вид, эйдосАристотель интерпретирует взаимодействие В и Д в контексте процессуального изменения бытия ("осуществление того, что существует в В, есть движение") при безусловном примате Д ("существующее актуально возникает из существующего потенциально под действием существующего актуально") Понятия В и Д лежат у Аристотеля в основе логической теории модальности, детерминируя классификацию суждений - по критерию модальности - на "ассерторические" ("суждения Д"), "проблематические" ("суждения В") и "аподиктические" ("суждения необходимости") В средневековой схоластике energeia и dinamis были переведены на латынь как actus (акт) и potentia (потенция), что обрисовывает основные векторы интерпретации их соотношения в рамках аристотелевской парадигмы Однако, многочисленные неортодоксальные ответвления и вариации схоластических концепций, задающие радикально новые ракурсы видения проблемы В и Д, выходят далеко за границы этой схемы В этом контексте наиболее плодотворна доктрина Иоанна Дун-са Скота, интерпретирующего понятия В и Д в контексте модальной онтологии: В рассматривается им как сфера концептуальной непротиворечивости, логическая В иного мироустройства как альтернатива Д В новоевропейской философии механицизм и радикальная ориентация на естествознание обусловили отрицание объективного существования В как случайной (в связи с трактовкой случайности как проявления незнания): "случайным и возможным называется вообще то, необходимую причину чего нельзя разглядеть" (Гоббс) У Лейбница положение о всеобщей необходимости, исключающей какую бы то ни было В, фундирует известный тезис о сущем мире как единственно возможном и, следовательно, наилучшем Наряду с этим, в качестве гипотетической модели в философии Лейбница была выдвинута идея о "конкуренции" между различными В как вариантами мира, в контексте которой была сформулирована мысль о своего рода шкале вероятностей реализации той или иной версии бытия Критическая философия Канта трактует В и Д в качестве априорных категорий модальности: "что согласуется с формальными условиями опыта (что касается наглядных представлений и понятий), то это возможно Что согласно с материальными условиями опыта (ощущение), то действительно То, связь чего с действительностью определяется согласно общим условиям опыта, существует необходимо" В рамках гегелевской концепции осуществлено синтетическое рассмотрение В и Д: В выступает как абстрактный момент Д: "В есть то, что существенно для Д, но она существенна таким образом, что она вместе с тем есть только В Реализованная В, конституировавшаяся в качестве Д, обретает все параметры существования: Д есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего; Д есть конкретное единство сущности и явления" Высказанные в рамках классической философской традиции версии отношения В и Д (в частности, идеи Иоанна Дунса Скота, Лейбница, немецкой классики) сыграли значительную роль в становлении модальных концепций семантического анализа в рамках неклассической философской парадигмы (Карнап, С Кангер, Р Монтегю, Хинтикка, С Крипке, А Прайор, А Мередит, И Томас и др) Проблема взаимоотношения В и Д артикулируется в неклассической философии как проблема возможных миров (см ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ) Проблема В и Д актуальна и для социального вектора философствования, ибо принципиально статистическая природа социальных закономерностей имеет своим следствием шлейф нереализованных В, тянущийся за реализованной и свершившейся Д, и если для историка предметом изучения является только имевшее место быть (Д истории), то для философа в качестве предмета выступают именно те веера канувших в Лету В, которые открывались каждым поворотным событием прошлого
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: