Воскрешение - это...

ВОСКРЕШЕНИЕ - понятие религиозно-философской (христианской) традиции, связанное с истолкованием одной из предполагаемых процедур преодоления физической смертности человека Сокровеннейшее их чаяний христианства ("последний враг истребится - смерть", "какая мне польза, если мертвые не воскресают") нашло свою историческую интеллектуальную судьбу, предварительно будучи опознанным в качестве человеко-соразмерной задачи, в творчестве св Григория Нисского и Федорова В первом приближении проблема В прозвучала в проповедях апостола Павла: "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничтожении, восстает в славе; сеется тело душевное, восстает тело духовное Первый человек из земли, перстный; второй человек - господь с неба" Не полемизируя с очевидностью полного разложения физических тел после смерти (с неизбежным кочевьем по природе рассеянных частиц последних), св Григорий Нисский ("О душе и воскресении") высказал предположение о том, что сами эти частицы неуничтожимы По его мнению, любая из них несет на себе печать принадлежности к тому или иному организму - душа как бы "метит" каждую его частичку: "Нет ничего невероятного, что эта простая и несложная природа пребывает при каждой из частиц и после его разложения Напротив, однажды, по какому-то необъяснимому закону вступивши в связь с составом стихий, она пребывает с тем, с чем соединилась, потому что, когда разлагается сложное, не подвергается опасности разложится с ним и несложное" Опираясь на вселенский размах идеи В, обозначенный предшествующими мыслителями, Федоров выдвинул проект В и преображения прежде живших природной смертной жизнью Люди, по Федорову, призваны выступить орудием воли Божьей в разрешении главного: нашей конечной онтологической судьбы С его точки зрения, обращение слепой силы природы в сознательную в облике "космо-теллургической науки и искусства" возможно при условии синтезирования разложившихся элементов умерших тел на основе "познания и управления" всеми молекулами и атомами внешнего мира" По мнению Федорова, "все вещество есть прах предков, и в тех мельчайших частицах, которые могли бы быть достигнуты невидимым для наших глаз микроскопическим животным, и то лишь, если бы они были вооружены микроскопами Мы можем найти следы наших предков Каждая частица, состоящая из такого множества частичек, представляет такое же разнообразие, в каком является земля Представим же себе, что мир вдруг или не вдруг осветился, сделался знаем во всех своих мельчайших частицах, не будет ли тогда ясно, какие частицы были в минутной дружбе одна с другой, в каком деле или организме они гостили вместе или какого целого они составляли часть, принадлежность" При этом по Федорову, способы В неодномерны Они подразумевают реконструкцию мысленных образов в полной последовательности поколений, народов, групп, семей Традиционалистская генеалогия должна уступить место генетической "палеонтологии", эксплицирующей облик и природу всех опосредующих звеньев эволюции людей Федоров неоднократно подчеркивал, что в идеальной человеческой общине, психо-родовой ячейке социума, вставшей на путь "общего дела", все - исследователи и самоисследователи, ведущие психофизиологические дневники Конечной целью является не только "просвечивание в себе образов родителей" Все становятся историками - любое событие вносится во всемирно-священную историю Последняя трансформируется в своеобычный синодик, поминальный список всех умерших вкупе с описанием конкретных черт характера живших личностей (или особый "Музей") Любой живший, любой воскресший в рамках парадигмы "общего дела" реконструирует "куст" индивидов, воскресающий в его памяти вместе с ним, описывает всех, кого когда-либо знал Кто же должен быть воскрешен - по мнению Федорева? Его ответ синонимичен заповеди св Григория Нисского: "Всякий, тот, кто родился" С этой точки зрения, субъектом В призван быть каждый рожденный ("Одного только требует понятие о воскрешении, чтобы пришел человек в бытие рожденным, - учил Св Григорий Нисский, - или родился человек в мир" По мнению Св Григория Нисского, " когда естество наше в некоем порядке и связи совершит полный оборот времени, непременно остановится, наконец, и сие текучее движение, совершаемое преемством рождаемых, и как наполнение вселенной не допускает уже возрастания в большее число, вся полнота душ из невидимого и рассеянного состояния опять возвращается в собранное и видимое, причем те же самые стихии сойдутся между собою в ту же опять связь А таковое состояние жизни называется воскресением") В этом контексте идея "полноты" человечества, ограничиваемого горизонтом ресурсов земной природы, сводима к предположению о том, что все человечество, живое или мертвое, в целостной совокупности, образует число, пропорциональное количеству безжизненных миров вселенной Федоров понимает В как "личное дело каждого, как сына, как родственника", как подлинно интимный, любовный на высшем градусе интенсивности, эротический процесс: "всеобщее воскрешение - воспроизведение из нас, как огонь от огня всех прошедших поколений" С точки зрения русского пророка, "в Воскрешении сыны человеческие в их совокупности являются по подобию Творца воссозидателями из праха земли и по оптическим образцам небесного пространства тел отцов, оживляемых собственно жизнью сынов, от отцов полученною" Отстаивая идею В как "и преображения", как самосозидания и тканетворения, В людей в "первозданной", "райской", "нетленной" красе, Федоров постулировал как должную мысль о том, что неизбежно и необходимо преодоление изолированности земли от космоса, регулирование космических явлений и их ритмов Бессмертие как ипостась В предполагает у Федорова вселенно-соразмерный масштаб: "каждый обособленный мир, по своей ограниченности не может иметь бессмертных существ" Важным в концепции В Федорова представляется и то, что требование "В - преображения" исключает упреки в некромантии, в призывах к В трупов В человека у Федорова объемлет собою не только "полноорганность" ("полное подчинение органов личностям, господство сознания, дающего, вырабатывающего себе органы"), но и провозглашает потенциальную возможность сосуществования воскрешенных личностей (вместо последовательной смены поколений) - а значит, преодоление гнета исторического времени В у Федорова - связано с активным христианским мировоззрением мыслителя - оно вселяет надежду на возможность и оправданность спасения всех рожденных в этом бренном мире (благодаря идее необходимости преображения при В, сопряженной с физической возможностью каждого оценить качество собственных жизненных деяний)


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
– тема одиннадцатого члена Символа христианской веры: «Чаю воскресения мертвых». В нем выражена твердая вера в то, что мертвые воскресали, ибо Бог смерти не создавал. «Чаю», значит ожидаю, что тела умерших, соединясь с их душами, оживут и будут бессмертны. Воскресение Иисуса...
Философский словарь
- понятие религиозно-философской (христианской) традиции, связанное с истолкованием одной из предполагаемых процедур преодоления физической смертности человека. Сокровеннейшее их чаяний христианства ("последний враг истребится - смерть", "какая мне польза, если мертвые не...

Поделиться:

Реклама