Воскресение мертвых - это...

ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ — наличествующее почти у всех народов представление о бессмертии и продолжении бытия человека после смерти. Согласно изложению П. П. Васильева, в частностях загробное существование определяется различно в различных религиях. Греки знали только о недеятельном и безрадостном состоянии мертвых в царстве теней, из которого освобождались только герои и полубоги. Впрочем, им не чуждо было понятие о зависимости загробного существования от земной жизни и о воздаянии за гробом добрым и злым по делам их: первые удостаиваются блаженства на Елисейских полях, вторые подвергаются мукам в Тартаре. (Впервые идея загробного воздаяния и личного бессмертия каждого человека сформулирована в египетской культуре.) Представления индусов о загробном существовании выражены учением о переселении душ. Из всех древних народов наиболее определенное представление о воскресении людей, и притом о воскресении тел, имели персы; по их убеждению, все мертвые будут воскрешены Ахурамаздой, и притом в их прежних телах, которые воссоздадутся из элементов природы: кости — из земли, кровь — из воды и проч. В самые древние времена представление евреев о загробном существовании не отличалось определенностью; их представления о шеоле, где обитают умершие, так же смутно, как и понятия древних греков. Впоследствии эти представления евреев о загробном существовании определились; знакомство с персидским учением могло способствовать определению и уяснению уже существовавших у евреев общих понятий. В Псалмах (см. Хваления), у пророков Исаии (Ис 26:19) (см. Йешаяѓу), Иезекииля (Иез 37:7—10) (см. Йехезкель) и Даниила (Дан 12:2—3) (см. Даниэль) вера в В. М. выражена ясно и определенно. Эта вера была доступна не одним только избранникам, но была общим достоянием народа (2 Мак 7; Матф 22:23; Марк 12:18 и пр.). [Согласно пониманию иудаизма, веру в В. М. следует отличать от веры в какую-либо из форм загробного существования или в бессмертие души; это вера в то, что в определенное время — когда придет Машиах — мертвые будут оживлены во плоти и вновь будут жить на земле. Вера в В. М. — одно из основных положений еврейской эсхатологии; она была включена в качестве одного из принципов веры в Мишну [см.] (Санѓедрин 10:1), стала вторым благословением Амиды и последним из Тринадцати принципов веры, сформулированных Маймонидом. — Ред.]

В христианстве понятие о В. М. сделалось общей верой и получило новое определение. В. М. совершится во время второго пришествия Иисуса Христа. Оно будет действительным воскресением людей по их телесной природе, а не только нравственным воскресением, перерождением и преобразованием, как учат некоторые рационалистические богословы. Фарисеи (см. Перушим) думали, что только душам праведных будут возвращены их тела, а христианство ясно учит, что воскреснут все люди без различия — праведные и грешные (Иоан 5:29; Деян 24:15; 1 Кор 15:22 и пр.). Язычникам догмат о воскресении тел представлялся самой странной нелепостью христианского учения. Поэтому с первых времен многие отцы и учители Церкви определяли и защищали догмат о В. М., как-то: Афинагор, Тертуллиан, Августин и др. Язычники считали невозможным, чтобы сгнившее, на тысячу атомов распавшееся, съеденное зверями или сожженное огнем тело могло воскреснуть. Чтобы отнять у христиан всякую надежду на воскресение, они сжигали тела лионских (и других) мучеников, а пепел бросали в воду. Даже некоторые христиане не чужды были таких понятий. Этим объясняется боязнь потерять какой-нибудь член тела, особый страх некоторых мучеников, напр., Монтана и Луция, перед смертью на костре. Во многих эпитафиях мы встречаем или угрозы, или усердные просьбы не нарушать покой мертвецов и не удалять костей из гроба. Смерть для первых христиан была переходом к бессмертию, а гроб — колыбелью лучшей новой жизни. Поэтому гробы украшались различными символами и изображениями радостного свойства. По учению Св. Писания (см. Библия, Новый Завет), воскресшее тело будет преобразовано в нетленное, не подлежащее разрушению; оно будет сильным, не подлежащим изнеможению и болезням, и духовным — не подчиненным требованиям животной жизни. Относительно свойств воскресшего тела церковные учители и писатели учат различно. Одни обращали особенное внимание на тождественность воскресшего тела с настоящим и учили, что человек воскреснет с тем же телом, с которым жил, даже если оно будет искалеченным или уродливым. Другие, как александрийцы, обращали преимущественное внимание на новые качества воскресшего, преображенного тела. Ориген в полемике с еретиками, хотя и допускавшими В. М., но отрицавшими тождественность воскресших тел с настоящими, говорит: "...мы должны получить снова не какие-либо иные, чужие, но наши собственные тела". Но ратуя против хилиастов (см. Хилиазм), признававших полную тождественность воскресших тел с настоящими не только по виду, но и по свойствам и отправлениям, Ориген учил, что мы получим по воскресении тело духовное, эфирное, не подлежащее ни зрению, ни осязанию, не имеющее никакой тяжести и веса, способное изменяться сообразно с местом, где будет обитать. Такими определениями Ориген доводит качественность воскресшего тела до ангельской бесплотности и, по-видимому, противоречит тому, что сам же говорит о тождественности воскресшего тела с настоящим. Это противоречие объясняется тем, что Ориген предполагал в настоящем теле, кроме материальной, еще и другую, нематериальную субстанцию, из которой и должны, по смерти настоящего тела, развиться будущие эфирные и духовные тела. Двойственность Оригена вызвала двоякое отношение к нему и к самому вопросу о В. М. Одни заподозрили Оригена в скрытом отрицании воскресения тел в собственном смысле этого слова и, осуждая его, настаивали на тождественности воскресших тел с настоящими даже в мелочах. Другие, может быть, глубже понимающие учение Оригена, явились его защитниками. В частности, рассуждали о том, будут ли половые различия между воскресшими? Какого возраста будут воскресшие? Некоторые утверждали, что человек воскреснет в том возрасте, в котором умер: Юстин, Тертуллиан. В Средние века только Иоанн Скот Эриугена усвоил себе представления Оригена о новых свойствах воскресшего тела; а все другие, следуя Иерониму и Августину, настаивали на полной тождественности воскресшего тела с настоящим. В. М. почитается догматом одинаково у иудеев, у православных, у католиков и протестантов. В индуизме и буддизме идея В. М. отсутствует — речь идет о перевоплощении, реинкарнации. См. также Сансара.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Воскресение мертвых всеобщее, будущее воскресение имеет быть при конце видимого сего мира, который преобразится посредством огня. Оно будет состоять в том, что души умерших опять соединятся с прежними телами и будут духовны и бессмертны. До всеобщего воскресения души праведных...

Поделиться:

Реклама