Внеситуативно-познавательное общение - это...
Внеситуативно-познавательное общение [лат. situatio — положение] — одна из форм общения ребенка со взрослым в концепции генезиса общения М.И. Лисиной, возникающая в середине дошкольного возраста и характерная для детей 4—5 лет. Явным признаком появления В.-п. о. являются вопросы ребенка о предметах и явлениях физического мира (о явлениях природы, о машинах, о жизни животных и пр.) Это общение происходит на фоне познавательной деятельности, направленной на формирование детских представлений о физическом мире.
Характерной особенностью В.-п. о. является его внеситуативность, причем двоякого рода. Во-первых, внеситуативно само содержание общения: внимание ребенка направлено на предметы и явления, мало связанные с тем, что находится рядом в момент взаимодействия, или вообще с этим не связанные. Во-вторых, в актах общения дети выделяют и оценивают свойства партнера, не наблюдаемые непосредственно, а умозаключаемые на основе происходящего: информированность, находчивость, способность хорошо и доходчиво объяснить. Ведущими мотивами в рамках В.-п. о. являются познавательные мотивы. Взрослый становится для ребенка источником знаний о физическом мире и компетентным, заинтересованным собеседником. Именно эти качества взрослого побуждают ребенка к В.-п. о.
В этом возрасте появляется острая чувствительность детей к оценке взрослого, которая свидетельствует о становлении особой коммуникативной потребности в уважении. Чувствительность к оценке ярче всего проявляется в повышенной обидчивости детей, в нарушении деятельности после частых порицаний, а также в ярко выраженной радости после похвал. Главным средством В.-п. о. является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы наличной ситуации и осуществлять познавательное общение.
Значение В.-п. о. для психического развития ребенка состоит в том, что в нем расширяется пространство жизни ребенка, формируются представления о физическом мире, устанавливаются причинно-следственные отношения между явлениями, что способствует развитию детского мышления.
Е.О. Смирнова
Поделиться: