Влечение - это...

Нем.: Trieb. - Франц.: pulsion. -Англ.: ms?nkt или drive. - Исп.: instinto. - Итал.: istinto или pulsione. - Португ.: impulso или puls?o.o Динамическийпроцесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой цели. По Фрейду, источником влечения является телесное возбуждение (состояниенапряжения); эта цель достигается в объекте влечения или благодаря этому объекту.o I. С терминологической точки зрения, понятие влечения (pulsion) введено во французских переводах Фрейда как эквивалент немецкого Trieb, чтобы избежать ассоциаций, связанных с употреблением таких более традиционных понятий, как instinct и tendance. Такое употребление, хотя оно и не всегда соблюдается, тем не менее оправданно.1) В немецком языкевлечение обозначается двумя словами: Instinkt и Trieb. Слово Trieb - германского происхождения, употребляется давно и связано по смыслу с "толчком" (treiben - толкать); при этом подчеркивается не какая-то конкретная цель или объект, но скорее общая направленность движения и невозможность противостоять толчку.Некоторые авторы не различают термины Instinkt и Trieb (а), другие - проводят между ними различие, называя "инстинктом" (например, в зоологии) устойчиво наследуемое поведение, присущее, почти без изменений, всем животным одного вида (1).2) Фрейд употреблял и четко разграничивал два различных термина. Говоря об инстинкте, он имел в виду биологически наследуемое поведение животных, характерное для вида в целом, развертывающееся по заранее определенным схемам и приспособленное к объекту (см.:Инстинкт).Во французском языке слово "инстинкт" имеет те же смысловые оттенки, что и Instinkt у Фрейда, и потому, как нам представляется, его можно сохранить при переводе; если же, однако, использовать его для перевода немецкого Trieb, мысль Фрейда окажется искаженной.Французское слово pulsion не является органичной частью обьщенного языка, однако имеет смысловой оттенок, связанный с "толчком".В Standard Edition немецкое Trieb переводится как instinct, a другие лексические возможности (drive, urge) отсекаются (?). Этот вопрос обсуждается в общем введении к первому тому Standard Edition.П. Хотя слово Trieb появляется в текстах Фрейда лишь в 1905 г., это экономическое понятие восходит к давнему разграничению между двумя типами возбуждения (Reiz), от которых организм, согласно принципу постоянства*, должен освобождаться. Наряду с внешними возбуждениями, от которых субъект может укрыться или защититься, существует и постоянный прилив возбуждения из внутренних источников: поскольку организм не в состоянии избежать этих возбуждений, они становятся пружиной функционирования психического аппарата.В "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905), где впервые вводится понятие Trieb, появляются также разграничения между источником*, объектом* и целью* влечения, которые с этого момента станут у Фрейда постоянными.Фрейдовское понятие влечения вырабатывалось на основе изучения человеческой сексуальности. Исследование извращений и различных форм детской сексуальности позволило Фрейду опровергнуть обыденное мнение, согласно которому сексуальное влечение имеет особую цель и объект и локализуется в возбуждениях половых органов и самом их функционировании. Фрейд показал переменчивость и условность объекта, который приобретает определенную форму лишь претерпев в человеческой истории многочисленные превращения. Он выявил также многообразие и раздробленность целей влечений (см.: частичное), их связь с определенными соматическими источниками, эрогенными зонами, разнообразие которых позволяет им поочередно выполнять (а иногда и сохранять) ведущую роль в жизни субъекта, причем частичные влечения не зависят от генитальной области и могут включаться в коитус лишь в результате сложной эволюции, выходящей за рамки процесса биологического созревания.Наконец, последний аспект влечения у Фрейда - это сила как количественный, экономическийфактор, как "побуждение психического аппарата к работе" (2а). Именно во "Влечениях и судьбах влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915) Фрейд соединил эти четыре аспекта - силу, источник, объект, цель - в общем определении влечения (2Ь).III. Где место этой силы, которая давит на организм изнутри, побуждая его к действиям, способным вызвать разрядку возбуждения? Что это - телесная сила или психическая энергия? Фрейд по-разному отвечает на этот вопрос, определив влечение как "пограничное понятие между психикой и соматикой" (3). Фрейд связывает его с понятием "репрезентатора", или, иначе, представителя соматики в психике. Этот вопрос более подробно рассматривается в нашем комментарии к статье "Репрезентация (-тор) психическая^)".IV. Хотя, как было показано, понятие влечения строится на основе сексуальности, в теории Фрейда сексуальное влечение сразу же противопоставляется другим влечениям. Как известно, теория влечений у Фрейда всегда была дуалистической: первый дуализм - это противоположность сексуальных влечений* и влечений Я* или влечений к самосохранению*, причем под влечениями к самосохранению Фрейд понимает жизненно важные потребности и функции: их прообразом являются голод и функция пищеварения. Это противопоставление, по Фрейду, присутствовало уже в самих истоках сексуальности, когда сексуальная функция отделилась от функций самосохранения, к которым она поначалу примыкала (см.: Примыкание). В этой противоположности - вся суть психического конфликта, при котором Я обретает во влечении к самосохранению большую часть энергии, нужной ему для защиты от сексуальности.Второй дуализм влечений вводится в работе "По ту сторону принципаудовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920), где противопоставление влечений к жизни* влечениям к смерти* изменяет роль и место влечений в конфликте.1) Конфликт на уровне топики (между защитной инстанцией и вытесненной инстанцией) не совпадает с конфликтом влечений, поскольку Оно* мыслится как источник обоих типов влечений. Свою энергию Я* черпает из общего источника, прежде всего в виде "десексуализированной и сублимированной" энергии.2) Эти два основных типа влечений в последней фрейдовской теории представляют собой не столько конкретные побуждения, связанные с функционированием организма, сколько основополагающие принципы его деятельности: "Влечениями называются те силы, которые, как мы полагаем, лежат в основе напряжений, порождаемых потребностями Оно" (4). Этот сдвиг акцента особенно ярко проявляется в знаменитом отрывке: "Теория влечений - это, так сказать, наша мифология. Влечения - это мифические существа, величественные в своей неопределенности" (5).Как ясно из этого краткого обзора, фрейдовский подход приводит к перевороту в традиционном понимании инстинкта. Это происходит одновременно в двух направлениях. С одной стороны, понятие "частичного влечения" подчеркивает мысль о том, что сексуальное влечение существует поначалу в "полиморфном" состоянии и направлено на подавление телесного напряжения, что оно связано в истории субъекта с репрезентаторами влечений, определяющими объект и способ удовлетворения: у влечения, этого поначалу неопределенного внутреннего натиска, есть своя судьба, придающая ему в высшей степени индивидуализированные черты. Однако в отличие от создателей теории инстинктов Фрейд далек от поисков биологической основы каждого отдельного вида деятельности: все проявления влечений он сводит к основоположному мифическому противопоставлению Голода и Любви, а затем Любви и Вражды.


Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Влечение — психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. В. является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание,...
Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой
Влечение — стремление к удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности субъекта, своеобразный первоисточник всякого психического движения и поведения организма, характеризующийся наличием источника энергии (силы), цели и объекта. По З. Фрейду, В. происходит...
Философский словарь
психоаналитический термин, означающий инстинктивный импульс к исполнению или отвержению некоторых действий. Он заменил термин «склонность».
Библейская энциклопедия Брокгауза
Влечение, стремление, желание, похоть В - сильная склонность к ч-л или к-л Это чувство может вырастать до страстного желания, сметающего на своем пути все препятствия В само по себе не является ни добром, ни злом, однако оно может стать добром или злом в зависимости от того, к...
Психологический словарь
- проявление потребности - человека, имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей. При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что связь предмета и эмоционального отклика на него первоначально должна быть подвергнута...
Психологическая энциклопедия
(англ. drive) - непосредственное эмоциональное переживаниепотребности (нужды) в чем-либо; побуждение, еще не опосредствованное сознательным целеполаганием. В психологической литературе чаще всего встречаются 2 трактовки. Одна делает акцент на его недостаточной осознанности,...
Психологическая энциклопедия
(Drive; Trieb) - см. Инстинкт; Инстинкт жизни; Инстинкт смерти.
Психологическая энциклопедия
Психологическое состояние, неосознаваемый этап формирования потребности. Представленная в нем потребность либо не развивается, угасает, либо, становясь осознаваемой, реализуется в форме конкретного желания, мечты и т.п. В. соответствует стадии зарождения потребности, оно...
Психологическая энциклопедия
- проявление потребностичеловека, имеющее эмоциональную окраску, но еще НЕ СВЯЗАННОЕ В ВЫДВИЖЕНИЕМ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ. При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что связьпредмета и эмоционального отклика на него первоначально должна быть подвергнута...
Психологическая энциклопедия
Категория. Субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы. Специфика. Характеризуется достаточно яркой эмоциональной окраской и отсутствием сознательных целей по достижению предметапотребности. При этом недостаточность сознательного контроля...

Поделиться:

Реклама