Вивекананда Свами - это...

ВИВЕКАНАНДА СВАМИ (монашеское имя, настоящее — Нарендранатх Датта; 1863—1902) — индийский мыслитель, религиозный реформатор, вдохновитель национально-освободительного движения в Индии, общественный деятель, выступавший за объединение Востока и Запада. В 1880—1884 изучает западную философию, слушает курсы медицины и физиологии в Калькуттском университете. Первая встреча с будущим Учителем — Рамакришной состоялась в 1880. Через 4 года он полностью принимает учение Рамакришны и проходит путь ученичества под его руководительством. С 1893 совершает поездки в США, Англию, Китай, Японию, выступает с пропагандой веданты, ставит задачу соединения сознания Запада и Востока. В 1897 основывает религиозно-реформаторское движение "Миссия Рамакришны".

Истоки философии В. С. — в учении Вед о единстве Брахмана (Абсолюта — см.) и Атмана ("Я"). Идея Бога у В. С. — это ведантическая идея о том, что Бог есть бесконечный Принцип, Абсолютный и Безличный. Все великие Учителя человечества, по формулировке В. С., приходят на Землю по ритму Вселенной, все они — Будда, Кришна, Иисус Христос и др. — так же безличны, как Бог (что абсолютно не соответствует иудейскому и христианскому пониманию. — Ред.). Каждый человек — воплощение Божье, все люди равны как воплощения Света, Всесильности, Божественного Принципа. В. С. опирается на абсолютный монизм Шанкары. Он развивает учение Рамакришны о единой сущности всех религий, критически рассматривает церковную догматику христианства, буддизма, индуизма, стремится очистить учение Христа, Будды и других пророков от узкой специфичности.

Как реформатор В. С. выступал за освобождение народов Индии и всего человечества от нищеты, рабства, безграмотности на основе обращения к духовно-религиозному опыту преображения сознания людей. Индию считал "Гангом духовности". Был знаком с идеями социал-утопистов, революционеров, встречался с П. А. Кропоткиным. В Индии В. С. боролся с традициями ранних браков, сожжения вдов, кастового неравенства, провозглашал необходимость единения индуизма и ислама, равноправия женщин. Революция в обществе, по В. С., это революция в сознании масс, обращенных к истинной религиозной жизни. Для В. С. искусство, наука и религия — разные пути достижения одной и той же истины о Божественном предназначении человека.

В. С. — проповедник и основатель "мужественного индуизма", философии действия, служения людям ("...пока хоть одна собака в моей стране не имеет пищи, накормить ее — вот моя религия"). В. С. предостерегал от увлечения религиозной "механикой", хатха-йогой. Различные практики, тренировки — "рудименты религии", истинная же религия — в беззаветной, безусловной бескорыстной бхакти, т. е. любви к Богу, и самоотверженном служении людям.

В. В. Лобач


Определения, значения слова в других словарях:

Новейший философский словарь
ВИВЕКАНАНДА СВАМИ (монашеское имя, настоящее - Нарендранатх Датта) (1863-1902) - индийский мыслитель, религиозный реформатор, вдохновитель национально-освободительного движения в Индии, общественный деятель, выступавший за объединение Востока и Запада В 1880-1884 изучает...

Поделиться:

Реклама