Виртуальное, Виртуал, Виртуальная Реальность - это...

(ср. лат. virtualis - возможное, англ. virtuality - присущее, потенциальность) - а) снятое, но пока не проявленное; то, что положено в сверхчувственную сущность и способно реализоваться; б) нематериальная разновидность бытия объективных сущностей или субъективных образов, противоположная материальному бытию дискретных вещей и явлений в пространстве и времени. В. неметрично, не имеет определенной локализации в вещах и событиях, вневременно, бесплотно и вездесуще; как таковое оно по смыслу близко понятиям "неопределенный дух", "ян", "идеальное". Виртуальное, взятое как определенная возможность, понимается более конкретно: в нем можно выделить и порой даже количественно оценить его информационную (целевую) и энергетическую (силовую) стороны. В процессе реализации возможности к этим сторонам присоединяется третья, материально-субстратная грань В. Для удобства и краткости эти разные стороны В. предложено (Д. В. Пивоваровым, 1990) именовать, соответственно, терминами "виртуал", "потенциал", "актуал". Виртуал - это "возможность" как момент сущности, абстрагируемая в мышлении человека в значениях "проект-информация" и "целевая причина актуала". Под "виртуалом", во-первых, можно понимать невещественный ген, оригинал, проект, прообраз будущего актуала; тогда "актуал" - экстериоризация, опредмечивание, материальное воспроизведение виртуала с той или иной степенью полноты и точности. Во-вторых, "виртуалом" можно называть распредмеченный, снятый, интериоризованный актуал, уже существовавший как фрагмент объективной действительности, тогда "актуал" - первичное, а "виртуал" - образ, информирующий нас об оригинале. "Потенциал" характеризует меру сущностей силы "возможности" проявить себя в материале, открыться вовне или соотнести себя с актуалом и тем самым провериться на истинность. Чем мощнее высвобождающийся (например, силой воли человека) потенциал, тем больше вероятность воплощения виртуала в творимый им актуал или проверки его во внешней предметно-чувственной деятельности. Актуал - осуществившийся в мире явлений виртуал либо прообраз будущего виртуала; так или иначе, актуал есть единство сущности и явления, ставшее возможным благодаря превращению потенциальной энергии в кинетическую и накоплению кинетического "про запас". Итак, виртуал есть информационное "одно" (единица, момент, определенность) в континууме виртуального бытия, обладающее собственным потенциалом и соотносимое с отвечающим ему актуалом. В обиход входит термин "виртуальная реальность", двусмысленный по своему содержанию. Если под "реальностью" понимать чувственно-явленный мир, мир материальных форм, плотную вещественность (а именно в этом смысле чаще всего ныне понимают "realis", вещественное, реализованное), то этот термин - бессмыслица, т. к. виртуальное, по определению, сверхчувственно, "нереально". Если же "реальность" толковать в этимологическом, средневековом смысле, как "степень близости нечто к естине. Полноте Бытия, безусловному средоточию всего существующего", то термин "виртуальная реальность" вполне законен. Более того, в этом, втором, смысле, когда более реально "бытие-в-сущности" и менее реально феноменальноесуществование, данный термин будет подразумевать близость к подлинному бытию, к бытию умопостигаемому, идеальному. Но есть еще один смысл "виртуальной реальности", который, вероятно, и имели в виду создатели одноименной американской телевизионной киноленты: это искусственная реализация в знаково-графической форме той или иной мыслимой возможности (абстрактной или конкретной), которая по каким-либо причинам не осуществилась или не осуществится естественным путем, самостоятельно. В основании знакового моделирования "виртуальной реальности" художником, литератором, ученым или политиком лежит посылка "Что могло бы произойти или произойдет, если задать такие-то условия?". В этом третьем смысле - смысле "искусственно реализуемая возможность" - обсуждаемый термин вполне содержателен, непротиворечив и пригоден как для философского, так и для повседневного употребления. Гегель применяет термин "виртуальное" в описании снятого (идеального, существенного) бытия и рассматривает его как антипод "реальному". Вместе с тем реальное не абсолютно противопоставлено идеальному, поскольку выступает специфическим продолжением идеальною. Гегель прибегает к понятию виртуального для обозначения формы существования реального в идеальном: "...идеальность есть отрицание реального, но притом такое, что последнее в то же время сохраняется, виртуально содержится в этой идеальности, хотя и не существует больше" (Гегель. Энциклопедия Философских наук. Т. 3. M., 1977, с. 132). Другой термин - "виртуальное бытие" (сложившийся значительно раньше, чем его стали использовать в физике элементарных частиц) - сегодня все более возвращается в философский обиход и применяется для обозначения объективных и субъективных форм неметрического бытия. Например, виртуальным именуют способ бытия системных и тотальных свойств (В. Кайдалов, 1982; В. А. Гаврилюк, Ю. П. Роговой, 1984). Поскольку "идеальное" (снятое) в своей тенденции существует как системное свойство (например, в системе "субъект - деятельность - объект"), то его правомерно называть разновидностью виртуального бытия (Д. В. Пивоваров, 1986). Некоторые авторы предлагают для этих целей термин "функциональное бытие" (В. И. Кашперский, 1989). Виртуальность как способ существования идеального означает прежде всего растворение (снятие) себя в другом и видимость себя через другое, чем она отличается от реального метрического бытия. В физике понятие виртуальной частицы появилось в квантовой теории излучения в связи с исследованием процессов обменного взаимодействия элементарных частиц с использованием метода вторичного квантования. Вначале предполагалось, что виртуальные частицы - это математические абстракции, но затем многие видные физики стали верить в них как в полноправные и реальные физические объекты, косвенно наблюдаемые в экспериментах. По их мысли, каждая элементарная частица способна при соответствующих условиях превратиться в другие частицы, причем количество и качество последних зависят от энергии внешнего воздействия; в результате происходит переход виртуальных частиц в такие, которые регистрируются непосредственно в опыте. Первоначально виртуальные частицы рассматривали как становящиеся частицы, как своеобразные промежуточные ступени в превращениях действительных частиц. В зависимости от внешних условий частица полагалась и как реальная, и как виртуальная. Потом стали предпочитать иной подход: виртуальные частицы, по мнению В. А. Кайдалова, не есть особый становящийся класс частиц, существующий в возможности, но суть всеобщий, универсальныйаспект существования реальных частиц, проявляющийся во взаимодействии. Без взаимодействия с другими объектами элементарная частица просто не существует. Поэтому понятие виртуальности можно определить как форму объективного существования системного качества (свойства) микрообъектов. Постепенно - через понятие виртуальности - в физику проникает представление о неметрической форме объективного существования, дополняющее традиционную веру в тождественность физического и материального. В применении к системному анализу "виртуальность" можно рассматривать как обусловленность взаимосвязи элементов системы интегральным системным свойством. Любой элемент целого суть носитель свойства целостности. Существование элемента является исходной предпосылкой системного качества. Виртуальное объективно присутствует в любом элементе системы, но не как особый элемент, не как вещь - оно "везде и нигде", подобно закону природы, а потому оно всегда сверхчувственно, сверхпроницаемо и вездесуще. Д. В. Пивоваров


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(от лат. virtus – доблесть, необычное качество), в психологии измененное состояние сознания, отличающееся от обыденного и характеризующееся восемью признаками: непривыкаемостью, спонтанностью, фрагментарностью, объективностью, измененностью статуса реальности, измененностью...

Поделиться:

Реклама