Видеть, Зреть - это...
I
Слова "видеть" и "зреть" ("глядеть") обозначают, в собственном смысле, восприятие окружающего мира телесными глазами (Мк 8:24 и след), а кр того, духовное познание (Пс 33:9) Самарянка видит, что Иисус - это Про-рок (Ин 4:19), в то время как другие смотрят на Него и этого не видят (Мк 4:12; ср 2Кор 4:4) Можно увидеть или не увидеть конкретное событие, как пережитое, так и известное из чужого опыта: смерть(Пс 88:49; Ин 8:51), тление (Деян 13:36 и след), голод и меч (Иер 5:12), Царство Божие и жизнь (Ин 3:3,36) Бог тоже видит, поскольку "образовавший глаз не увидит ли?" (Пс 93:9) Но в то время как человек видит только то, что воспринимается глазом, Бог прозревает сердца (1Цар 16:7) и видит тайное (Мф 6:4)Иисус также видит сердечные помышления(Мф 9:4; Лк 9:47) Но самые глубокие тайны любви Божьей не видел ни один глаз(1Кор 2:9)
II
Слова "видеть" и "зреть" употребляются также в значении пророческого видения (см Видение) (Чис 24:17; 3Цар 22:19; Ис 6:1; Откр 21:1); пророк именуется прозорливцем или провидцем (1Цар 9:9; Ис 30:10)
III
"Видеть свет" означает жить на земле (Иов 3:16; Пс 48:20; Ин 11:9); но это словосочетание может употребляться и в значении: "получать помощь от Бога" (Иов 33:28; ср Пс 35:10)
IV:
1) узреть Бога (Мф 5:8) - стремление и надежда всех верующих (Иов 19:26 и след; Пс 10:7; 16:15) Но то, что дано ангелам (Мф 18:10), остается недоступным для человека в этой жизни: никто не может узреть Бога, никто, кроме Его Сына, никогда не видел Его (Ин 1:18; 5:37; 6:46; 1Тим 6:16; 1Ин 4:12), - но видевший Иисуса, видел Отца (Ин 12:45; 14:9) Созерцание Бога превышает силы смертного человека, поэтому увидевший Бога должен умереть (Исх 19:21; 33:20; Суд 13:22); в ВЗ это правило частично распространяется и на внутреннее помещение Святилища (Святое Святых), в к-ром обитает Бог и на к-рое без покрова могут смотреть только священники, а также на ковчег завета(Чис 4:19,20; 1Цар 6:19) "Мы ходим верою, а не видением" (2Кор 5:7), мы должны любить Бога, Которого не видим (1Ин 4:20), и полностью доверять Ему, как если бы мы Его видели (Евр 11:27) Только рабы Божьи "узрят лице Его" (Откр 22:4); чистые сердцем увидят Его (Мф 5:8), как Он есть (1Ин 3:2), "лицем к лицу" (1Кор 13:12); а без святости никто не увидит Господа (Евр 12:14);
2) но если Бог и обитает в неприступном свете (1Тим 6:16), то все же время от времени Он одаряет отдельных людей Своими явлениями Тогда люди говорят, что они видели Бога Моисей, Аарон и старейшины Израилевы видели Бога на гореСинай(Исх 24:10 и след), а Моисей, о к-ром сказано, что он видел образ Господа (Чис 12:8; ср 14:14), получил позволение, по крайней мере, посмотреть вслед Ему, когда попросил, чтобы Бог показал Ему Свою славу (Исх 33:18-23) Во сне Иаков увидел Господа (Быт 28:12-15), а после своей ночной схватки с Ним он свидет-вовал: "я видел Бога лицем к лицу" (Быт 32:30) Это, скорее, следует понимать как ощущение помощи Божьей, чем реальное зрительное восприятие (ср Иов 42:5) Вопрос в Пс 41:3: "Когда прийду и явлюсь пред лице Божие?" - выражает жажду псалмопевца узреть святилище Господне, принять участие в богослужении (ср ст 5; Пс 42:3 и след; а также Иов 33:26)Исаия в своем видении созерцал Господа с Его ангельским воинством в храме (Ис 6), а Иезекииль зрел славу Господню (Иез 1-3; 8-11; 43) Подобное видение было и у Иоанна на о Патмос(Откр 4) Однако все пророки созерцали не сущность невидимого Бога (1Тим 6:16), а то, что названо "видением подобия славы Господней" (Иез 2:1)
Поделиться: