Виддуй - это...

ВИДДУЙ (иврит. "исповедание", "признание [вины]") — в иудаизме — исповедь, признание в совершенном грехе, включающее покаяние (см. Тшува) и обет больше не грешить. Слово "В." не встречается в Библии, или Танахе, однако оно является существительным от глагола вида ("признавать", "проверять", "убеждаться в правильности"), который употребляется в Танахе. Термин "В." впервые зафиксирован в древнейшей части Талмуда — Мишне (см.; Биккурим 2:2; Мегилла 2:5).

В Торе, или Пятикнижии Моисеевом, акт В. всегда предшествует обряду повинного жертвоприношения за грех — ашам; без этого считались недействительными раскаяние и жертва. В Танахе нет строго установленной формы В., и содержащиеся в нем образцы признания в грехах всего народа или отдельных лиц отличаются чрезвычайной лапидарностью. Таковы, например, В. пророка Моше, или Моисея, от имени всего народа ("И возвратился Моисей к Господу, и сказал: о, народ сей сделал великий грех; сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую ты вписал" — Исх 32:31—32; здесь и далее — Синодальный перевод); В. Давида после греха с Бат-Шевой, или Вирсавией ("...согрешил я пред Господом" — 2 Цар 12:13). Но иногда В. предстает в более развернутой поэтической форме, как, например, в Псалме 51 (в русской Библии — 50; см. Хваления), где также звучит В. Давида за грех с Бат-Шевой: "Помилуй, меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. // Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, // Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. // Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. // ...Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои. // Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. // Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня" (Пс 51/50:3—6, 11—13).

Еврейский религиозный закон — Галаха — опирается на предписание Торы, которое звучит, обращенное к Моисею, из уст Господа в Книге Бемидбар, или Числа: "Скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, // То пусть исповедаются во грехе своем..." (Числ 5:6—7). В связи с этим мудрецы Талмуда постановили, что несоблюдение любой заповеди, или мицвы (см. Мицвот), должно быть искуплено через В. и тшуву (раскаяние). Древнейшая четко определенная формула В. связана с Аводой (см. Авода) — службой в Иерусалимском Храме (см. Храм) в Йом-Киппур — День Покаяния, когда Первосвященник входил в Святая Святых Иерусалимского Храма и просил прощения у Бога за грехи свои, своей семьи, всех священников — коѓаним (см. Коѓэн), а также всего народа Израиля. Эта формула, сложившаяся, вероятно, уже в эпоху Второго Храма (т. е. начиная с 5 в. до н. э.), состоит всего из двух предложений: в первом перечисляются три разновидности греха (извращение [Закона], преступление [Закона] и прегрешение), во втором испрашивается прощение Бога за них (Йома 3:8; 4:2; 6:2). Формула личного В. в Йом-Киппур сложилась, как предполагают, уже после разрушения Храма в 70 (Талмуд Йерушалми, Йома 8:9; Талмуд Бавли, Йома 87б).

Формулировки личного В. после краткого введения содержат в алфавитном порядке перечисление грехов (традиция поясняет, что алфавитный порядок символизирует Тору, данную 22 буквами ивритского алфавита, и что, перечисляя грехи в таком порядке, мы как бы признаем, что нарушили все заповеди Торы — от алеф до тав, т. е. от первой до последней буквы) и существуют в двух вариантах: Ашамну ("мы провинились"; т. н. Малый В.) и Аль хет ("за грех"; т. н. Большой В., т. к. в нем дважды повторяется алфавит). Вместе они произносятся только в Йом-Киппур. Однако Малый В. включен в ежедневную молитву — кроме Субботы (см. Шаббат) и праздников — "Таханун" у ашкеназов, т. е. европейских евреев (у сефардов [см.] и йеменитов, а также в итальянских конгрегациях — по понедельникам и четвергам), следующую сразу после Амиды — основной молитвы — в утреннюю и полуденную службу. В. произносится молящимися в синагоге стоя; существует также обычай ударять себя в грудь напротив сердца при упоминании каждого из грехов: "Бог наш и Бог отцов наших! Пусть предстанет пред Тобою наша молитва, и не уклоняйся от нашей мольбы, ибо мы не настолько дерзки и упрямы, чтобы сказать пред Тобою, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, что праведны мы и не грешили, — но действительно, и мы, и отцы наши грешили. Мы виновными были, изменяли, грабили, порочили, поступали криводушно, обирали, возводили ложь, давали дурные советы, лгали, насмехались, бунтовали, относились с презрением, были непокорны, грешили и совершали преступления, притесняли, были упрямы, творили зло, губили, совершали гнусное, заблуждались, вводили в заблуждение. Мы отклонялись от Твоих добрых заповедей и установлений, и не ценились они нами. Ты же прав во всем, что постигло нас, ибо Ты правду вершил, мы же творили зло".

Как очевидно из текста, в В. грехи перечисляются от первого лица множественного числа, ибо, как поясняли еврейские мудрецы, народ Израиля — единая общность, где все отвечают друг за друга. Иудеи полагают, что необходимо признание в грехах от имени всего народа, поэтому даже самый безгрешный человек обязан читать В. Таким образом, кардинальное отличие иудейского понимания исповеди от христианского (см. Исповедь) — публичное произнесение В. и сознание не только личной, но и коллективной ответственности. Однако собственно молитва "Таханун", представляющая также исповедание в грехах, произносится шепотом, каждым из молящихся индивидуально. Кроме того, в иудейской традиции, в сущности, каждый день верующий должен давать отчет перед Богом и собой в собственных грехах.

В 16 в., в кругах каббалистов Цфата (см. Каббала), последователей рабби Й. Лурии, ведших строго аскетический образ жизни, сложился обычай исповедоваться друг другу, а с возникновением в 18 в. хасидизма в хасидских общинах установился обычай исповедоваться цаддику. Наиболее важной формой В. в иудаизме является В. на смертном одре. Согласно талмудической традиции, умирающего, а также приговоренного к смертной казни нужно убедить исповедоваться в грехах (Шаббат 32а; Санѓедрин 6:2). Если человек очень слаб или не знает принятой формулы В., ему достаточно произнести: "Да будет смерть моя искуплением моих грехов". Если физическое состояние человека перед смертью совсем не позволяет ему сделать это, В. нужно прочитать за него. Полный В. умирающего начинается с молитвы об исцелении и мольбы о прощении совершенных за всю жизнь грехов, если ему не избежать смерти, а завершается чтением Большого В. — Аль хет — от первого лица.

В консервативном (см. Консервативный иудаизм) и реформистском иудаизме Большой В. произносится только в литургии праздника Йом-Киппур.


Поделиться:

Реклама