Вид - это...

(species, Art, espece). В логике видом называется понятие, подчиненное более общему - роду и занимающее (по объему и содержанию) среднее место между родовым и индивидуальными понятиями. В этом смысле вид не имеет постоянного содержания, а есть лишь условное обозначение известной относительной степени отвлечения. Одно и то же понятие может быть и не быть видом, смотря по тому, что принимается за крайний термин общности в данном случае. Так, в ряду понятий: животное, человек, Цицерон - среднее понятие человек есть вид, но в другом ряду: человек, римлянин, Цицерон - человек есть уже род, а значение вида принадлежит другому среднему понятию - римлянин. Но со времени Платона и Аристотеля мы находим в философии стремление фиксировать понятие вида и придать ему метафизическое или онтологическое значение. Несмотря на резкую полемику Аристотеля против Платонова учения об идеях, и для него, как для Платона, ????? есть истинная сущность всякой вещи: "видом", говорит он, "называю то в каждом, чту оно (собственно) есть и первую сущность". Другими словами, это есть несводимая ни на что другое особенность, делающая вещь тем, чем она есть. Трудность отграничить определенным образом эти существенные виды от общих родовых понятий, с одной стороны, и от конкретного индивидуального бытия, с другой, остается у Аристотеля та же самая, как и в Платоновом учении об идеях. Особенное развитие получило понятие вида в средневековой схоластике в связи с учением о материи и форме. Форма, как началоактуальное и определяющее, соединяясь с потенциальным и неопределенным бытием материи, сообщает ей вид и производит действительное многообразие вещей. "Вещи", говорит св. Фома Аквинский, различны через то, что имеют различные формы, от которых получают вид "(Res autem per hoc diversae sunt, quod formas habent diversas. a quibus speciem sortiuntur)". В теории познания у схоластиков-томистов особое значение имеет термин: вид умопостигаемый (species intelligibilis). Так называется познавательная форма во всякой вещи, или то в ней, что сродно или подобно уму, а потому и может им отвлекаться от чувственного восприятия и соединяться в один акт с его собственной внутренней формой, в чем собственно и состоит познавательная деятельность. Так например, геометрическая форма круга есть species intelligibilis круглых предметов и через нее они познаются умом. ами в специально-богословском смысле называются хлеб и вино по превращении их в тело и кровь Христовы. Вл. С.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
Философский смыслтермина: Красота (Гомер); вид, род (в логике) (Платон, Аристотель, Фукидид, Секст Эмпирик); (умопостигаемые и бестелесные) идеи, как понятие всеобщего, идеальная красота (Платон); форма как прообраз, модель (Аристотель).
Философский словарь
Философский смыслтермина: Основоположение, правило (Цицерон); то, что считается бесспорным (Авл Геллий).
Философский словарь
- понятие, обозначающее вещь, имеющую все признаки родового понятия, и свои специфические признаки, отличающие его от другого вида того же рода. описывается (имеет) большим количеством признаков, чем род. В любом случае вид - это понятие из теории познания (логики), по [2] род...
Философский словарь
- определенная категория растений, животных и микробов, качественно обособленная форма живого, этап и основная единица эволюционного процесса, отличающаяся деталями обмена веществ, закрепленными в генотипе. Это совокупность популяций особей, способных в природных условиях к...
Библейская энциклопедия Брокгауза
Вид, увидеть ("смотреть", "обратить взгляд"), как имя сущ, так и глагол могут выступать в разных значениях: 1) увидеть предмет или лицо означает включить его в поле своего зрения, заинтересованно обратиться к нему (Быт 1:31; 3:6; 9:16; Мф 5:28; Лк 22:61); 2) В как внешний облик...
Психологическая энциклопедия
(species) - самая мелкая таксономическая единица, применяющаяся для классификации живых организмов. Представители одного вида способны скрещиваться между собой и производить плодовитое потомство. Одинаковые виды объединяются вместе внутри одного рода.
Психологическая энциклопедия
Категория организмов, обладающих сходными генетическими характеристиками и способных к взаимному скрещиванию. Установлено, что науке известно не более половины всех видов насекомых, существующих на земле; их генетические характеристики еще предстоит изучить.
Психологическая энциклопедия
1. В биологии – раздел классификации, идущий непосредственно перед родом (1). Это самая меньшая категория, которая часто используется и обычно идентифицируется на основаниях общности или взаимного сходства организмов. Когда это, возможно, используется критерийспособности...

Поделиться:

Реклама