Вещь В Себе - это...

ВЕЩЬ В СЕБЕ - одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами па себе (в себе), в отличии от того, какими они являются "для нас", существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или иным решением вопроса о способности нашего познания постигать "В в С" Кант трактует "В в С" как нечто, существующее вне и независимо от сознания и являющееся источником действия на наши органы чувств, на человеческую способность восприимчивости, те как источник всех наших созерцаний В предисловии ко второму изданию "Критики чистого разума" (1787) Кант обосновал такое независимое существование внешнего мира (мира В в С) в качестве исходного материала нашего познания: "Нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас (от которых мы ведь получаем весь материал знания даже для нашего внутреннего чувства) и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-то вздумал подвергнуть его сомнению" В в С - это то, чем предметы познания являются сами по себе, как существующие вне и независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм Тезис о существовании вещей (в себе) вне сознания выступил т обр исходным пунктом кантовской "Критики чистого разума", являясь существеннейшей опорой всей его гносеологической конструкции Со стороны В в С, по Канту, как бытия, отличного от нашей чувственности, к нам идут воздействия, происходит "аффи-цирование чувственности" и таким образом определяется, в конечном счете, все содержание постигаемого Что же касается формы этого постигаемого, то она целиком определяется активностью человеческого интеллекта - априорными формами сознания, которые, в свою очередь, также пробуждаются благодаря воздействию предметов (В в С) на органы чувств Важнейшей характеристикой В в С в философии Канта является также тезис о том, что теоретическоепознание возможно только относительно явлений, но не относительно В в С, те постулат о непознаваемости последней и, соответственно, противопоставление явления, с одной стороны, и В в С, - с другой Благодаря такой трактовке В в С стала таким понятием, без которого, по словам одного из первых критиков Канта - Ф Якоби, нельзя войти в его критическую философию и с которым невозможно в ней остаться; понятием, породившим массу проблем и противоречий, за которые Кант и его философия подверглись основательной критике Ведь если В в С - непознаваема (что в понимании Канта означает абсолютную неприменимость к ней категорий рассудка, ибо последние приложимы только к явлениям), то ей не могут быть приписаны и такие категории, как реальность и причинность и тогда нельзя говорить о ее действительности и действенности, о том, что она является подлинной причиной человеческого познания Эта идея явилась одним из наиболее существенных противоречий всей критической философии Амбивалентность в понимании В в С связана в философии Канта и со вторым аспектом трактовки данного понятия Обосновывая в "Критике практического разума" идеи свободы, бессмертия души, Бога, он переносит их в так называемый интеллигибельный мир В в С, который постулируется им в качестве не просто сверхчувственного, но и нематериального в онтологическом плане В данном случае значение понятия В в С как бы удваивается: мир В в С отождествляется с трансцендентным, умопостигаемым миром идей, а В в С лишается таким образом материалистической подкладки, приобретает исключительно идеалистическую окраску В этом контексте совершенно непонятным становится то, каким образом трансцендентальная, сверхчувственная В в С может аффинировать наши чувства, вызывать ощущения и быть источником содержания нашего познания Следует признать поэтому совершенно обоснованной ту критику, которой учение Канта о В в С подверглось со стороны его непосредственных последователей - классиков немецкого идеализма - Фихте и Гегеля Первый делал акцент на необходимости элиминировать ее как таковую из философии вообще (отрицая такие ее свойства, как объективное существование вне нас и независимо от нашего сознания) Второй же - Гегель - выступал гл о против тезиса о непознаваемости В в С и наличия непреодолимого барьера между ней и явлением


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данноепонятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими они являются "для нас", существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или...
Философский словарь
(Ding an sich, Ding an sich selbst - нем.) Важнейшее понятие кантовской философии. В строгом смысле, означает вещь со стороны тех ее свойств, которые не зависят от человеческого восприятия и его специфических условий (при том, что они вполне могут зависеть от условий...
Философский словарь
- философский термин, означающий вещи такими, какими они существуют сами по себе. В природе, пожалуй, кроме Вселенной никакая вещь сама по себе (отметим, что "сама по себе" - это не "вещь в себе") не существует: все вещи существуют только во взаимодействии друг с другом...
Философский словарь
- философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе в отличие от того, какими они являются "для нас" - в нашем познании.
Философский словарь
- одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данноепонятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами па себе (в себе), в отличии от того, какими они являются "для нас", существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или...

Поделиться:

Реклама