Верховный Раввинат - это...
ВЕРХОВНЫЙ РАВВИНАТ — в иудаизме, особенно на современном его этапе, — еврейская религиозная институция, облеченная верховным авторитетом в рамках какой-либо страны или региона. В. Р. формируется из раввинов, наиболее авторитетных в области религиозного законодательства (см. Ѓалаха), и возглавляется Верховным Раввином или несколькими Верховными Раввинами.
Точных сведений о возникновении подобной институции в еврейской истории не сохранилось. Известно, что в период гаонов, т. е. в 6—11 вв., Пумбедитская йешива (см. Йешива; см. также Талмуд) в Вавилонии присваивала звание ѓа-рав ѓа-Рош ("рав-глава", т. е. "главный рав", "главный раввин"; см. Рав) главам наиболее авторитетных раввинских судов (см. Бет-дин). Однако некоторые исследователи утверждают, что появление В. Р. связано с перемещением центров еврейской культуры в Европу. Так, известно, что в средневековой христианской Испании еврейские общины отдельных королевств (Арагона, Каталонии и т. д.) избирали членов раввинских судов, а возглавлявшие их раввины назначались королями и именовались rab de la corte, rab major, juez major. Иногда на такой должности по воле властей оказывались люди, авторитет которых в области Ѓалахи был сомнительным. Так, в Наварре в 1391—1401 королевский лейб-медик выполнял обязанности "верховного раввина евреев королевства" ("raby mayor de los judios del reyno"). Однако чаще всего на этом месте оказывались лица, обладавшие глубокими познаниями в Ѓалахе и пользовавшиеся большим авторитетом в еврейской общине. В 13 в. в Германии на должность Верховного Раввина был назначен выдающийся авторитет в области Ѓалахи, духовный лидер ашкеназского еврейства (см. Ашкеназы) Меир бен Барух из Ротенбурга. В Испании в кон. 14 — нач. 15 в. наиболее выдающимся носителем этого звания был известный теолог, философ и государственный деятель Х. Крескас. В Польше и Литве поначалу короли назначали верховных или областных раввинов, но постепенно еврейские общины получили право избирать их самостоятельно.
Проводя реформу еврейского общинного управления, Наполеон I учредил во Франции должность Верховного Раввина (Grand Rabbin). С 1845 раввин Большой лондонской синагоги (см. Синагога) официально считался Верховным Раввином Британской империи (впоследствии — стран Британского Содружества). Однако в Германии Нового и Новейшего времени В. Р. не существовало, как не существует этого института во многих странах нынешней Западной и Восточной Европы, а также Америки.
В 1842 властями Османской империи была узаконена должность Верховного Раввина сефардов, который до 1920-х избирался главами местной сефардской общины и носил как турецкий титул хахам-баши, так и существовавший с 17 в. почетный титул ришон ле-Цион ("первый в Сионе"). Правительство Османской империи признавало его представителем еврейской общины Палестины (см. Эрец-Йисраэль), но не признавало Верховного Раввина ашкеназов. В 1921 по инициативе британских мандатных властей был создан Верховный раввинский совет Палестины, во главе которого стояли два Верховных Раввина — ашкеназский и сефардский. Это положение сохранилось после создания государства Израиль (1948). Посты Верховных Раввинов в подмандатной Палестине и в Израиле занимали такие выдающиеся религиозные авторитеты, как ашкеназские раввины А. И. Кук, Й. Унтерман, Й. Герцог, Ш. Горен и сефардские раввины Б. Узиэль, Й. Ниссим и О. Йосеф.
Поделиться: