Вера - это...

ВЕРА — признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины В. не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила В. зависит от особого самостоятельного психического акта (В. С. Соловьев). По мысли Соловьева, если В. утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще. Основания В. лежат глубже знания и мышления, она по отношению к ним есть факт первоначальный, а потому и сильнее их. Она есть более или менее прямое или косвенное, простое или осложненное выражение в сознании досознательной связи субъекта с объектом. Чем проще и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответствующая ей В.

Слово "В." употребляется в разных значениях. Оно может указывать или на душевный акт, — на то, как мы веруем; или на содержание этого акта, — на то, во что мы веруем; иногда даже на богословские формулы, в которые облекается это содержание, "символы В.".

Как отмечала православная просветительская литература начала 20 в., В. и знание исходят из столь различных родников нашего духа, что нередко построения, удовлетворяющие первую, являются решительным отказом от второго. Такова, например, знаменитая формула 4-го Вселенского Собора (451) о соотношении двух естеств во Христе: естества соединены неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно. Мыслимость отношения тут равна нулю, но зато эти негативные формулы закрывают двери для возражений. Таково же известное изложение Тертуллиана: credo quia absurdum — верю, потому что невозможно (абсурдно). В. обнимает не то, что еще не познано, а то, что в принципе непознаваемо. Ее область с развитием науки только вводится в должные границы, но не упраздняется. Знание не может быть для нее угрозой. Однако и В. должна отказаться от захвата тех или иных областей знания: в противном случае неизбежна непрерывная война. Защитники В. должны тогда вместе с Ф. Г. Якоби величать рассудок "прирожденным богохульником", а представители знания — отводить В. место рядом с умопомрачением и суеверием. Конфликт, пережитый верой и знанием в 18 в., заставил И. Канта провести резкую границу между ними. Как отмечал И. Д. Андреев, понятие "В." в христианской религии имеет долгую и поучительную историю. В Танахе, или Ветхом Завете, богословского учения о В. нет, хотя указания на характер религиозных переживаний, покрываемых этим понятием, имеются. Авраам "поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность" (Быт 15:6), т. е. из того, что Авраам всецело положился на Бога, Бог усмотрел, что Авраам — преданный и благочестивый раб Его. В этом же смысле понятие "В." несколько раз встречается в Книге пророка Исаии (см. Йешаяѓу). Более глубокую и тонкую разработку содержания понятия "В." находим у евреев эпохи рассеяния. Это было естественно: если в Палестине национально замкнутое иудейство знало только Закон и обетования, то на чужбине, в постоянном взаимодействии с языческой средой, оно неизбежно должно было перерабатывать многие пункты своей религии и продвигать решение многих проблем. В частности, проблемой В. много занимается Филон Александрийский, очень часто в своих сочинениях возвращаясь к толкованию Книги Бытия (см.; см. также Тора). В изречениях Христа слово "В." встречается нечасто. Иисус Христос признает В. необходимой для самой возможности оказания чудесной помощи (Мар 5:36; Лук 8:50; Мар 2:5; Матф 9:2 и Лук 5:20). Ученики, если хотят совершать чудеса, должны верить во всемогущество Божье, но если такая В. имеется, для них все возможно, даже невозможное (Мар 11:22—24; Матф 21:20—22; 17:20; Лук 17:6). Смерть Учителя поколебала В. учеников. Но переживания в связи с явлениями Восставшего быстро сделали эту В. пламенной и непоколебимой. Содержанием ее было убеждение, что Иисус есть Мессия, что Он сидит одесную Отца и придет во славе для основания Своего царствия (Деян 2:36; Лук 24:26; Рим 1:4; Деян 17:31; 1 Фес 1:10; Матф 16:28). К благам этой В. ученики стараются приобщить своих соотечественников и приводят доказательства из Писания (Ис 53 и др.). Переход проповеди от иудеев в языческий мир сопровождается внесением новых признаков в содержание понятия "В.". Великим апостолом В. являлся Павел. Центральный пункт его воззрений составляет убеждение, что спасение подается Богом как дар, как милость, добытая Христом. Получение спасения от Бога в качестве дара Павел называет "оправданием В.". Предъявлять счет Богу для Павла немыслимо, и в этом счете к оплате не может стоять В.; Бог только дает, человек только принимает — вне этих отношений истинной религиозной жизни, согласно Павлу, нет и быть не может (Рим 3:23—24; 5:17). Вообще учение Павла об оправдании одною В. есть только иная форма его воззрения о получении спасения даром. Эта форма всего лучше подчеркивала всеобщность спасения во Христе. Путь спасения открыт для иудеев и язычников одинаково (Рим 3:29—30). Вообще рядом с В. Павел постоянно ставит деятельную любовь (Гал 5:6; 1 Фес 3:6; Фил 5 и др.). Классические выражения Нового Завета о В. находятся в Послании к Евреям: "ВЕРА ЖЕ ЕСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЖИДАЕМОГО И УВЕРЕННОСТЬ В НЕВИДИМОМ" (выделено нами. — Ред.). В. Нового и Ветхого Заветов одинакова, она есть акт послушания и проявляется в уповании на Бога, который "силен и из мертвых воскресить" (Евр 11:19). Одним из признаков, входящих в содержание понятия "В.", является также мысль о воздаянии. Своеобразным представляется учение о В. в Послании Иакова. Оно складывалось в противодействии воззрениям, которые опирались на взгляды Павла. Вопреки Павлу, который говорит, что только В. созидает спасение, автор Послания утверждает: В. одна оправдать не может; ее должны восполнять дела. Но из того, что он опирается на Книгу Бытия (15:6), так же как это делает и Павел, видно, что настоящие взгляды "апостола язычников" остались не затронутыми. Павел всегда требовал "В., действующей любовью" (Гал 5:6). В основании расхождения лежит различное понимание В. Ап. Иаков имеет в виду В., которая не сопровождается никакими делами; с его точки зрения, "и бесы веруют, и трепещут" (Иак 2:19).

В качестве важного компонента В. выступала также уверенность в "воссиянии благодати" и благости личной судьбы, препорученной Промыслу Божьему. Логическим следствием этой установки выступило оформление молитвы как канонического текста (в противоположность импровизации языческого обращения к божеству): следует не обращаться ко Всевышнему с конкретно сформулированными просьбами (проявлять недоверие, как бы подсказывая нужное благодеяние), но славить, положась на мудрость Провидения (см. исполнение в христианском богослужении в качестве молитвы текста Никео-Цареградского Символа В. — "Верую"). Уже в раннем христианстве формулируется тезис о "даром дарованной благодати" (Августин), в протестантизме сама В. понимается как внушенная Богом "тогда и там, когда и где богоугодно было Богу" (М. Лютер) и, более того, внушенная именно тому, кого Он изначально Сам, а не по заслугам избрал "ко спасению" (максимальное выражение презумпции доверия к Богу): В. даруется свыше, и к общению с Богом приходят только через "сокрушение сердца".

Согласно И. Д. Андрееву, на "реформационном" этапе истории христианства вопрос о В. подвергся энергичной разработке со времени появления лютеранства. Спор заставил обе стороны — и католиков, и протестантов — тщательно формулировать все, что стоит с ним в связи, в своих символических книгах и богословских трактатах. Главным предметом пререканий служило отношение В. и добрых дел. Католики допускали следующие утверждения, которые волновали протестантов и вызывали с их стороны острую формулировку вопроса об "оправдании В.". Согласно традиционным воззрениям, Бог дарует вечную жизнь за соответствующие усилия со стороны человека, действуя как "воздающий". Отношение между Богом и человеком мыслится в виде договора. Отсюда видная роль понятия "заслуги". Человек, рассчитывающий на блаженство за гробом, должен иметь дела, благодаря которым он заслуживает вечной жизни. Договор всегда обязывает обе стороны. Совместным действием собственных усилий и "благодати предваряющей" человек добивается "оправдания". Из грешников мы становимся "оправданными". "Оправдание" создает "праведность". Эта праведность должна возрастать в течение всей жизни. Приобретается это возрастание праведности добрыми делами, при содействии В. И вечную жизнь Бог дарует как воздаяние за добрые дела. Добрые дела — это те поступки, которые выполняют "заповеди Бога и Церкви". Именно этот пункт вызывал наиболее жесткую критику протестантов. В своих книгах они часто и настойчиво выдвигают мысль об "оправдании В." 6-й член Аугсбургского исповедания гласит: "Мы получаем прощение грехов и оправдание через веру во Христа. Кто верует во Христа, тот будет блажен и получит отпущение грехов, — не через дела, а только через веру, без заслуги". Большой катехизис говорит: "Десять Заповедей (см. — Ред.) не делают человека христианином... Только вера приносит полную благодать и делает нас благочестивыми и угодными Богу". Формула согласия цитирует слова Лютера: "Где упраздняется догмат об оправдании верою, там упраздняются Христос, жизнь и Церковь". Апология Аугсбургского исповедания прибавляет: "Вера, которая делает меня благочестивым и праведным пред Богом, есть не только то, что я знаю историю, как Христос родился, пострадал и т. д. (такое знание имеют и дьяволы), но является также уверенностью, что мне грехи прощены ради Христа". На вопрос о месте добрых дел рядом с В. отвечает подробно формула согласия: "Вера не спрашивает, нужно ли делать добро, но прежде, чем попросят, производит добрые дела и всегда находится в деятельности. И кто из верующих не совершает таких добрых дел, тот в действительности неверующий, бродит ощупью и не имеет веры и добродетели; он не знает, что такое вера и добрые дела, но лишь болтает много слов о вере и добрых делах... Человек верующий становится усердным и радостным без принуждения, чтобы каждому делать добро, всякому служить, все терпеть... Невозможно отделять доброе дело от веры, как невозможно, чтобы жар и свет отделились от огня".


Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Вера (в психологии) [лат. veritas — истина, verus — истинный] — 1) особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов внутреннего и внешнего существования живого, истинного откровения- фиксируясь в идеях и образах,...
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
внутренняя убежденность в существовании Бога (или иной формы абсолюта), основанная на безоговорочном принятии следующих положений: Бог есть Добро Бог руководит верующим верующий полностью доверяет Богу. В религиях, признающих божественную благодать, вера считается...
Словарь Логики
Вера — в отличие от религиозной традиции, в науке В. пони­мается как позиция разума, принимающего некоторые положе­ния, которые не могут быть доказаны. В этом смысле В. противо­положна знанию. К знанию мы относим то, что может быть проверено, подтверждено, обосновано, доказано....
Библейская энциклопедия
Вера — одна из трех главных христианских добродетелей. По ап. Павлу, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Без веры невозможно угодить Богу (Евр. XI, 1, 6). Но с верой должны быть неразлучны и добрые дела, иначе — вера без дел мертва (Иак. II, 20)....
Философский словарь
- в отличие от религиозной традиции, в науке В. понимается как позицияразума, принимающего некоторые положения, которые не могут быть доказаны. В этом смысле В. противоположна знанию. К знанию мы относим то, что может быть проверено, подтверждено, обосновано, доказано. Однако...
Философский словарь
Философский смыслтермина: Верность = справедливость, то есть правдивость в словах и принятых на себя обязательствах (Цицерон).
Философский словарь
- 1) то же, что вероучение, т. е. система релит, взглядов, к-рых придерживается тот или иной человек (напр., христ., мусульм., будд. В.); 2) специфич. отношение к действительным или воображаемым объектам, явлениям (и соответствующее ему духовное состояние), когда их...
Философский словарь
(от лат. veritas - истина, verus - истинный) - 1) духовная способность человеческой души непосредственно знать сокровенные слои бытия ("естины"), мистически пребывать в средоточии познаваемого предмета и интуитивно постигать сущности; 2) способность человека признавать...
Философский словарь
(филос.) означает признание чего-либо истинным с такою решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого...
Философский словарь
- одно из основных базовых свойств информационных систем (и интеллекта), обусловливающих саму возможность их существования, обусловленное, в свою очередь, ограниченностью ресурсов (как самой информации, так и возможностью ее обработки), заключающееся в том, что на начальном...

Поделиться:

Реклама