Веельзевул - это...

ВЕЕЛЬЗЕВУЛ, Вельзевул (от иврит. Бааль-Зевув — "повелитель мух") — в представлениях христианства — один из злых духов, подручный сатаны, часто отождествляемый с ним. Представления о В. восходят к древнееврейской культуре. В еврейской Библии, или Танахе, и соответственно в Ветхом Завете упоминается Бааль-Зевув (в русской Библии — В., в западноевропейской традиции — через посредство Вульгаты [см.] — Бааль-Зебуб) — божество филистимлян, почитавшееся в Экроне (Аккароне; в СП — "божество Аккаронское"; Экрон, — предположительно, филистимское именование древнего и современного портового города Акка, или Акко). Согласно тексту 2-й Книги Царей (4-й Царств), царь Израиля Ахазьяѓу (Охозия), упавший через оконную решетку дворца, занемог и отправил послов вопросить Бааль-Зевува о том, выздоровеет ли он. Но дорогу посланцам царя по велению Господа преградил пророк Элияѓу (см. Пророки), или Илия, и сурово произнес: "Разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское?" (4 Цар 1:3; Синод. перевод). За это оскорбление Всевышнего пророк предрек Ахазьяѓу скорую смерть, что не замедлило исполниться. Археологические находки 20 в. подтвердили, что в культе Бааль-Зевува действительно использовались идолы в виде мух, повелителем которых считался этот бог.

Передача имени Бааль-Зевува в русском переводе Библии как "В." обусловлена уже более поздними пластами культурной традиции — в частности, тем, что оно фигурирует в Евангелиях как обозначение злого духа, "князя бесов". Согласно евангельским текстам, фарисеи-книжники утверждали, что Иисус Христос изгоняет бесов из людей силой В. (Матф 10:25; 12:24, 27; Мар 3:22; Лук 11:15—19). Это означает, что во времена Иисуса в самой иудейской традиции имя Бааль-Зевув уже означало некоего демона, враждебно настроенного по отношению к Всевышнему.

Впервые на связь В. в новозаветных текстах с именем филистимского божества, упоминаемого в Ветхом Завете, указал переводчик Библии на латинский язык и ее комментатор Иероним (4 — нач. 5 в.). Впоследствии имя "В." начинает пониматься в христианской традиции как "повелитель мух" и как одно из именований сатаны. Однако современная наука предлагает еще несколько версий объяснения связи ветхозаветного Бааль-Зевуву и новозаветного В., и это объяснение невозможно без учета опыта еврейской культурной традиции.

Согласно версии И. Ш. Шифмана, возможно, имя "Бааль-Зевув" было отождествлено с одним из именований ханаанейского Бааля, или Баала (Ваала), с культом которого усиленно боролись еврейские пророки и праведные цари. В дошедших угаритских гимнах он часто именуется как Бааль-Зебуль — "владыка-князь". Вероятно, это имя трансформировалось в Бель-Зебуль (Вельзевул). Но важно также и то, что в раввинистической традиции, часто основывающейся на принципе народной этимологии, на смыслоносных совпадениях корней и звучаний, имя Бель-Зебуль связывается с ивритским глаголом забаль — "вывозить нечистоты", и глагол этот применялся для обозначения духовной нечистоты, идолопоклонства. В таком случае имя Бель-Зебуль можно перевести как "повелитель скверны", "повелитель нечистот", "навозный бог", что опять-таки отсылает к первоначальному Бааль-Зевуву — "повелителю мух", ведь сами мухи традиционно связываются в реальной жизни с навозом и нечистотами. Как предполагают исследователи (в частности, С. С. Аверинцев — см.), в эпоху эллинизма в еврейской среде бытовало в качестве обозначения сатаны Забулус — искаженное греческое Диаволос (см. Дьявол). Имя Забулус фигурировало также и в народной христианской латыни. В таком случае В., возможно, представляет собой искаженное Бааль-Забулус ("владыка-дьявол"), т. е. является синонимом дьявола, сатаны. Возможно, на формирование того имени, которое употреблено в евангельских текстах, повлияли все названные ассоциативные ряды.

В дальнейшем В. воспринимается как один из военачальников Люцифера — наряду с Велиалом и Аполлионом (см. Аваддон). Образ В. как соратника Люцифера (Сатаны) предстает в трагедиях голландских драматургов Г. Гроция "Адам Изгнанный" (1601) и Й. ван ден Вондела "Люцифер" (1654), "Адам в изгнании" (1664), а также в эпической поэме английского поэта Дж. Милтона "Потерянный Рай" (1667). В "Люцифере" Вондела В. своего рода "серый кардинал" при Люцифере, не желающим лично возглавлять восстание падших ангелов. У Милтона В. показан как ближайший сподвижник Сатаны, бывший некогда ангелом в Эмпирее, а затем ставший (после падения) языческим божеством: "Он (Сатана. — Г. С.) видит соучастников своих // В прибое знойном, в жгучем вихре искр, // А рядом сверстника, что был вторым // По рангу и злодейству, а поздней // Был в Палестине чтим как Вельзевул" (перевод А. Штейнберга). Как и Сатана, В. в поэме Милтона наделен чертами титанизма, что особенно выявляется в беседе Сатаны и В. в первой книге поэмы. И именно В. наделен изощренным коварством и остаивает план борьбы с Богом через развращение человека. Символика, связанная с именем и образом В., использована и переосмыслена в свете трагических событий 20 в. в топике романа-притчи английского писателя-экзистенциалиста У. Голдинга "Повелитель мух" (1954).

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Веельзевул (бог мух) (IV Цар. I, 2, 3, 6, 16, Мф. X, 25, Мк. III, 22, Лк. XI, 15, 18) — идол или божество аккаронское, охранявшее от мух. Это божество особенно почиталось в Аккароне, без сомнения, потому, что здесь, как и вообще в низменных приморских местах, между различными...
Библейская энциклопедия Брокгауза
1) в НЗ В - это глава злых духов (Мф 12:24,27; Мк 3:22; Лк 11:18 и след) Враги Иисуса говорили, что Он имеет в Себе В (Мк 3:22), а фарисеи и книжники утверждали, что Он "изгоняет бесов силой бесовского князя" (Мф 12:24,27; Мк 3:22; Лк 11:15) В ответ Иисус указывал, что В - это...

Поделиться:

Реклама

Наружные стеновые сэндвич панели купить в москве profnastilmoskva.ru.