Веблен - это...
ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунд (1857-1929) - американский социолог, экономист, публицист Основоположник институционального направления в политической экономии Доктор философии (1884) Преподавал в Корнельском (1890-1892), Чикагском (1892-1906), Стэнфордском (1906-1909) университетах, в университете штата Миссури (1910-1917) Основные сочинения: "Теория праздного класса" (1899), "Инстинкт квалификации и состояние ремесел" (1914), "Инженеры и система цен" (1921) и др Основным мотивом творчества В являлась критика современной социальной элиты Америки В сформулировал ряд положений общетеоретического плана, в которых отчетливо проявилось влияние распространенных в то время течений общественной мысли: марксизма, теории инстинктов, социал-дарвинизма и др По В, эволюция социальных институтов - закрепленных обычаями способов регулирования общественной жизни - происходит под воздействием внешней среды путем естественного отбора Основными факторами, вызывающими потребность в институциональных изменениях, считал прогресс техники и технологии, увеличение численности населения Основным консервативным фактором - сложившиеся стереотипы мышления Существующие институты всегда являются, согласно В, результатом прошлых процессов и никогда не находятся в соответствии с требованиями настоящего времени Эволюционирующая институциональная структура взаимодействует с биологической природой человека, присущими ему инстинктами, среди которых В выделял: инстинкт мастерства, предопределяющий стремление человека к созидательной деятельности и материальному благосостоянию; родительское чувство, обуславливающее продолжение рода, заботу о семье и, в дальнейшем развитии, об общественном благе; праздное любопытство, выражающееся в стремлении к познанию окружающего мира и имеющее в своей основе более глубокий игровой инстинкт Наряду с перечисленными, В указывал на наличие у человека инстинктов к самоутверждению, стяжательству и себялюбию, порождающих стремление к улучшению собственного положения за счет других Следуя Моргану, В выделял в истории периоды дикости, варварства и цивилизации Для первого из них, по В, были характерны общинная собственность, уравнительное распределение и соответствующие институты, основывающиеся на инстинкте мастерства и родительском чувстве По мере совершенствования технологии производство начинает превышать уровень, достаточный лишь для поддержания жизни, что создает возможность для эксплуатации Во все возрастающей степени начинают проявляться инстинкты стяжательства и себялюбия Вожди и жрецы присваивают избыток продукта сверх минимума средств существования В результате разлагаются коллективистские институты, распространяется частная собственность Высшей доблестью человека становится военный успех, а не трудовая деятельность На смену дикости приходит варварство, возникает фундаментальный антагонизм между производительным трудом (статус которого резко снижается) и праздностью, получающей высокую оценку Однажды возникнув, праздный класс продолжает существование и на стадии цивилизации, с успехом навязывая всему обществу собственные мировоззренческие установки Основным конфликтом своего времени В считал противостояние "мира бизнеса" (современной ему разновидности праздного класса) и "мира индустрии" (всех занятых производственной деятельностью, среди которых ведущая роль принадлежит инженерно-техническому персоналу) Возможность позитивного социального переустройства В связывал с переходом власти от "бизнеса" к "индустрии", переходом, который произошел бы, по мнению В, в результате всеобщей забастовки инженерно-технических работников Паралич экономики, неизбежный в таком случае, вынудил бы "мир бизнеса" к отступлению Концепция противостояния "бизнеса" и "индустрии" стала после В весьма популярной в западной общественной мысли В также явился одним из создателей социологической теории потребления, рассматривая в качестве цели приобретения какой-либо вещи не столько удовлетворение естественных потребностей человека, сколько демонстрацию принадлежности индивида к тому или иному общественному классу
Поделиться: