Ван Дейк - это...

ВАН ДЕЙК (Dijk) Тойн А (р 1943) - голландский лингвист, один из основателей лингвистики текста, занимающийся также исследованиями в области этнических предубеждений и прагматики языка, средств массовой информации Основные работы: "Некоторые аспекты грамматики текста Исследование по теоретической поэтике и лингвистике" (1972), "Текст и контекст Исследования по семантикам и прагматикам дискурса" (1977), "Макроструктуры Междисциплинарное исследование глобальных структур дискурса, взаимодействия и познания" (1980), "Исследования по прагматикам дискурса" (1981), "Стратегии восприятия дискурса" (1983, совместно с В Кинчем), "Пристрастие к дискурсу" (1984), "Новости как дискурс" (1988) и др Благодаря привлечению социокогнитивного анализа к изучению проблем понимания и воспроизводства дискурса Д удалось предложить схему, способную интегрировать на эмпирическом уровне различные подходы социологии знания и теории коммуникации В отличие от контент-аналитических средств, позволяющих получить характеристики производителей и субъектов сообщений, дискурс-анализ описывает содержание самих текстов, которое следует рассматривать с точки зрения его структурной организации Таким образом лингвистика выходит за рамки предложений и стремится представить дискурс как семантическую целостность, единство языковой формы, значения и действия Для описания глобального содержания (связности) дискурса вводятся понятия макроструктур, суперструктур, фреймов и стратегий Большие последовательности сложных семантических структур не могут быть успешно обработаны без обращения к структурам более высокого уровня, тк в процессе понимания мы не имеем доступа к прочитанному или сказанному Каждый пользователь языка приписывает дискурсу свою макроструктуру, те общие топики или темы текста В качестве суперструктур выступают повествовательные схемы, задающие форму дискурсу Макроструктуры выводятся из пропозиций, содержащихся в тексте, и фоновых знаний о мире по определенным правилам Эти правила действуют как прагматически эффективные стратегии использования личного знания Понимание осуществляется в оперативном режиме, часто в отсутствие полной информации, с привлечением данных, относящихся к разным условиям организации дискурса и коммуникативного контекста Понимание, кроме того, определяется целями и представлениями отдельных индивидов Как следствие, стратегические процессы не имеют четкой линейной структуры и представляют собой семантические и риторические ходы различной степени сложности Фоновое знание организовано во "фреймы" (сценарии) и ситуационные модели, репрезентирующие информацию стереотипного характера Фреймы содержат общедоступное в данной культуре знание, описывая то, что в данном обществе является типичным Ситуационные модели - аккумуляция предшествующего, биографически детерминированного опыта Сценарии используются только через актуализацию в моделях по принципу релевантности (значимости) В дальнейшем Д попытался поместить результаты исследований прагматики дискурса в более широкие теоретические рамки: роль дискурса в воспроизводстве условий власти, социальные функции дискурса как формы группового взаимодействия, влияние дискурсов социальных институтов (СМИ, образования и др) на формирование идеологий и социальных установок


Поделиться:

Реклама