Валтасар - это...
ВАЛТАСАР (от иврит. Бельшаццар, восходящего к аккад. belsarusur — "да сохранит Бел царя") — в иудаизме и христианстве — несколько персонажей Священного Писания (см. Библия, Танах).
1. В Танахе (см. также Ветхий Завет) — сын и соправитель (553—539 до н. э.) Набонида, последнего царя Нововавилонского царства, внук Навуходоносора II, убитый сразу после захвата Вавилона персами; персонаж иудейской и христианской Библии (см.; см. также Танах). В Книге Даниэля (Книге пророка Даниила; см. Даниэль) В. предстает как последний царь Касдим (дословно — "халдеев"; Халдея — именование Нововавилонского царства) и сын Невухаднеццара (Навуходоносора). На самом деле В. не носил титула царя, но фактически располагал его полномочиями. Согласно преданию, зафиксированному библейским текстом, в ночь перед падением Вавилона, еще не зная о неминуемой гибели своего царства, В. устроил грандиозный пир для тысячи вельмож, их жен и своих наложниц. Захмелев, он приказал принести священные золотые и серебряные сосуды из Иерусалимского Храма (см. Храм), которые некогда взял в качестве добычи Навуходоносор, разрушивший Первый Храм в 586 до н. э. Все присутствующие на пиру пили вино из этих сосудов и прославляли языческих богов. В разгар веселья случилось нечто невероятное: "В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала" (Дан 5:5; здесь и далее — Синодальный перевод). Таинственная рука начертала на стене загадочные слова: "МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН" (Дан 5:25; в оригинале последнее слово читается как УФАРСИН, а затем звучит в еще одной огласовке). Видение страшно перепугало В.: "Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колена его стали биться одно о другое" (Дан 5:6). В. приказал срочно привести лекарей, звездочетов и магов (в Синодальном переводе — "обаятелей, Халдеев и гадателей"), чтобы они объяснили смысл написанного на стене. Но все маги, звездочеты, гадатели и мудрецы не могли этого сделать. Тогда царица вошла в пиршественный покой и сказала В., что в его царстве есть муж, через которого говорит Дух самого Бога и которого еще Невухаднеццар назначил главным над всеми учеными и тайноведцами. Это иудейский пленник Даниэль, получивший вавилонское имя, сходное с именем самого В., — Бельтешаццар, или Белетшаццар, и в нем "оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы" (Дан 5:12). Даниэлю, приведенному по приказу В., обещаны одежда из пурпура (багряницы), золотое ожерелье и власть над третью царства, если он даст толкование слов, начертанных загадочными перстами. Однако мудрец отвергает дары и почести и смело напоминает В. об участи Навуходоносора: перед ним трепетали все народы и племена, он казнил, кого хотел, а кого хотел — миловал, но, когда сердце его ожесточилось до предела, оно уподобилось звериному, и сам он превратился в животное, и только в этом страшном состоянии "познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог" (Дан 5:21). Онемевшему, ничего не смеющему возразить В. Даниэль говорит о неотвратимости наказания за то, что царь не только не смирил своего сердца, хотя знал об участи Навуходоносора, но бросил дерзкий вызов Всевышнему, когда пил вино из священных храмовых сосудов и славил ложных богов, а Бога, в руках Которого все пути человеческие, не прославил. За все нечестие В. и послана Всевышним кисть руки, и начертано на стене следующее: "МЕНЕ — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ — ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам" (Дан 5:26—28). Пророчество Даниэля прозвучало как окончательный приговор, который невозможно изменить. Как говорит далее библейский текст, "в ту же ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит" (Дан 5:30).
С библейской притчей о В. навсегда связалось крылатое выражение "пир В." ("Валтасаров пир"), вошедшее в разные языки и означающее предел безбожия, распущенности, развращенности, а также неотвратимость возмездия, неминуемость падения тирана; "Валтасаров пир" — вакханалия, устроенная в самое неподходящее время, за мгновение до гибели. Упоминание о "пире В." встречается также у древнегреческих авторов Геродота и Ксенофонта, что еще раз подтверждает вполне реальную основу знаменитого эпизода Книги Даниэля. История В., и особенно сцена "Валтасарова пира", привлекала многих поэтов и художников своей мистической атмосферой и глубокими нравственными уроками. В литературе этот сюжет нашел обработку у немецких писателей 16 в. Г. Сакса ("Комедия о Данииле") и Й. Мурера ("Комедия об осаде Вавилона"), в испанской барочной драматургии — в иезуитской драме, у П. Кальдерона ("Мистический и подлинный Вавилон"), у А. Морето-и-Каваньи ("Пир Валтасара"). Известно также, что И. В. Гёте в ранней юности написал, а затем уничтожил драму "Валтасар". В лирической поэзии видение В. заново воссоздано поэтами-романтиками Дж. Г. Байроном ("Видение Валтасара", "Валтасару"), Г. Гейне ("Валтасар"). Вероятно, под непосредственным влиянием стихотворения Гейне родилась строфа из известной русской народнической песни "Вы жертвою пали в борьбе роковой..." (1870-е), принадлежащей неизвестному автору и содержащей аллюзию на знаменитую сцену "пира В.": "А деспот пирует в роскошном дворце, // Тревогу вином заливая, // Но грозные буквы давно на стене // Чертит уж рука роковая!" К сюжету о В. часто обращались мастера европейской живописи: Беноццо Гоццоли, М. ван Хемскерк, Я. Тинторетто, Х. де Рибера, Рембрандт (полотно последнего под названием "Валтасар видит надпись на стене", написанное в 1635, является одной из самых знаменитых живописных иллюстраций к библейскому тексту; при этом Рембрандт — единственный европейский художник, изобразивший в надписе на стене буквы ивритского алфавита, хотя и не соответствующие надписи в Книге Даниэля). Среди музыкальных произведений по мотивам сюжета о В. наиболее знаменита оратория великого немецкого композитора Г. Ф. Генделя "Валтасар".
2. В Книге Даниэля — имя пророка Даниэля [см.], данное ему в плену, при дворе вавилонского царя Навуходоносора. См. подробнее Даниэль.
3. В Новом Завете имя одного из трех волхвов, которые, согласно Евангелию от Матфея, пришли поклониться в Вифлеем младенцу Иисусу (см. Иисус Христос).
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: