Вакф - это...

ВАКФ (араб.; мн. ч. — "аукаф" и "вукуф") — в исламе — неотчуждаемое имущество, предназначенное для определенных целей. Согласно изложению О. Г. Большакова, в наиболее широком смысле В. — все завоеванные мусульманами земли, с которых платится харадж, — фай (все, что мусульмане получают от иноверцев мирным путем: все виды налогов и выморочное имущество. — Ред.) мусульман. В более узком и общеупотребительном смысле В. суть имущество, право собственности на которое по волеизъявлению учредителя В. (вакиф) ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта. По мнению мусульманских богословов-законников, такое имущество сразу же перестает быть собственностью дарителя, но не становится собственностью того, кому подарено, т. к. это не акт купли-продажи и не передача по наследству (признанные мусульманским правом формы передачи права собственности), действие права собственности как бы останавливается. В. может быть передан как отдельному дееспособному лицу (действительно завещание дееспособному зимми — см. Ахл аз-Зимма — и недействительно — слабоумному мусульманину), так и группе точно определенных лиц (в том числе всем или некоторым из детей или потомков), а также предназначен на определенные благотворительные цели; последняя форма обычно и подразумевается под В.

В В. может быть обращена только безусловная собственность учредителя, приносящая пользу (доход) и нерасходуемая (нельзя завещать пищу, одежду, деньги). В. имеет строго определенное назначение, и если, например, он завещан детям, то после их смерти В. не переходит к их наследникам, а передается в пользу бедных. Акт учреждения В. может быть письменным (заверяется судьей и свидетелями) или устным (оглашается публично в мечети), он безоговорочно вступает в силу с момента подписания или оглашения и не может быть отозван учредителем. Отсрочка допустима только в завещании, которое, естественно, вступает в силу после смерти завещателя, но в этом случае (как и при освобождении по завещанию рабов) имущество, обращаемое в В., не может быть больше 1/3 состояния. Вакиф может указать размер различных статей расходования средств В. в абсолютных единицах или долях дохода и назначить распорядителя В. (мутавалли). В Османской империи распространилась практика назначения мутавалли самого себя (учреждение В. в свою пользу невозможно) или своих детей для обеспечения надежного дохода. О степени распространения религиозно-благотворительных В. до 10 в. сведений очень мало; с 11 в. в связи с интенсивным основанием различных обителей и мазаров и накоплением у них дарений В. становится заметной в жизни общества категорией собственности. Необходимость распоряжаться разнородным, часто очень дробным имуществом требовала единого управления и фактически превращала В. одного учреждения в юридическое лицо (хотя эта категория неизвестна мусульманскому праву), представляемое мутавалли данного В. Верховный надзор за правильностью расходования средств В. осуществлял кади ал-кудат или специальный попечитель (назир). Затем в Египте (уже при Фатимидах) возникают особые ведомства, ведающие В. в масштабах страны (диван аукаф или диван хубус).

Превращение В. в основной источник существования культовых учреждений (примерно с 12 в.) способствовало профессионализации и консолидации лиц, связанных с мусульманским культом, в особую социальную группу, которую условно можно назвать мусульманским духовенством. В 19 в. в Османской империи примерно 1/3 всех земель относилась к категории В. Ныне в мусульманских странах существуют особые министерства, управляющие В.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(араб.) - в странах распространения ислама подаренное или завещанное религ. или благотворит, орг-циям имущество (как правило, земля.). В. не отчуждается и не облагается налогом. Сохранился в нек-рых странах Востока, где составляет экономич. основу влияния мусульм. духовенства.

Поделиться:

Реклама