Ваал - это...
Ваал (евр и арам Баал)
I БОЖЕСТВО
1) божество, почитавшееся в Палестине и Сирии в качестве В (букв "владыка", "хозяин") определ местностей и животных, обитающее в свящ деревьях, горах и источниках Крестьяне верили, что от него зависят урожай и прирост скота (Суд 6:25; 3Цар 16:31; 18:26 и след) Впервые имя семит бога плодородия В встречается в Египте во времена господства гиксосов, но и позже он почитался там в качестве божества Возм, что в клинописных табличках из архива Телль-Амарны В отождествляется с сир богом бури, грома и молнии Ададом, или Хадду В Сирии имя В принадлежало другому божеству, "хозяину небес" (Баал-Шамем), к-рое, в свою очередь, было связано с вавил богом Бел-Мардуком и почиталось в образе быка При раскопках холма Рас-Шамра рядом с храмом Дагона, считавшегося, как и Эль ( см Ашера), отцом В, был найден храм В, а также небольшие скульптурные изображения этого божества; на найденных там же клинописных дощечках часто встречается его имя Женой В являлась богиня Анат (часто она же - Астарта, или Ашера) О сильном влиянии культа В в Ханаане свидет-вуют названия многих местностей (напр, Ваал-Фегор) и имена собственные, образованные от имени Баал (Ваалоф, Иероваал); даже Бог (Яхве) называется В (см Веалия = Яхве есть Ваал, 1Пар 12:5);
2) на высотах Моава В поклонялись еще во времена Валаама и Валака (Чис 22:41) В Палестине жертвенники В существовали во времена судей (Суд 2:13; 6:28-32), а после того как дочь тирского царя Ефваала Иезавель была выдана замуж за израил царя Ахава, почитание сир-финик божества В распространилось по всей стране Противостояние истинного богослужения и идолопоклонства продолжалось вплоть до состязания пр Илии со жрецами В на гореКармил(3Цар 18:17-40); в этом отрывке (3Цар 18:26 и след) дается подробное описание служения В: жрецы издавали громкие крики, скакали вокруг жертвенника, проливали собств кровь в жертву В, призывали имя В до полного изнеможения В конце концов жрецы были убиты, и народ обратился к истинному Богу Однако вскоре поклонение В стало распространяться с новой силой Это продолжалось до тех пор, пока Ииуй не истребил В в Израиле (4Цар 10:18-28), однако в это же время в Иудее его культ находился под защитой Гофолии, дочери Иезавели и жены царя Иорама (2Пар 21:6; 22:3) После свержения Гофолии храм В в Иерусалиме был разрушен, жертвенники и изображения его уничтожены, а верховный жрец В Матфан убит (4Цар 11:18) Несмотря на это, поклонение В возродилось как в Израиле (Ос 2:8), так и в Иудее ЦарьАхаз даже приказал отлить статуи В (2Пар 28:2) После того как Езекия искоренил идолопоклонство, его сын Манассия снова обратился к В (4Цар 21:3) Вслед за тем Иосия разрушил жертвенники и уничтожил статуи В (4Цар 23:4 и след) Лишь после см Плена (V) опасность возрождения культа В была окончат устранена Пророки в своих книгах часто упоминают культ В (Иер 19:4 и след; 23:13; Ос 2:8 и след; 13:1; Соф 1:4), к-рый рассматривается ими как почитание "срама" (евр бошет) (ср имя Ешбаал, упоминающееся в 1Пар 8:33, и имя Иевосфей (евр Иш-Бошет, "муж срама") из 2Цар 2:8; то же - с именем Мемфивосфей (Мефибошет) Почитание В было связано с развратом и культовой проституцией (3Цар 14:24), с принесением родителями детей в жертву (Иер 19:5) и, наконец, с лобзанием идолов (3Цар 19:18; Ос 13:2) Часто имя В упоминается вместе с Астартами (Суд 2:13), а рядом с жертвенниками В чаще всего находилось изображение Ашеры (Суд 6:30 - в Синод пер - "дерево"; 3Цар 16:32 и след - в Синод пер - "дубрава") Скорее всего, в древности происходило смешение культа В с почитанием Яхве Согл Ос 2:16, элементы культа В проявлялись и в поклонении Яхве Но, возм, такое заимствование было неосознанным, и, по словам пророка, это смешение должно прекратиться после того, как Бог возродит Израиль см Веалия см Веелиада
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: