Установка - это...

Установка — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Понятие У. первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими психологами для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора (готовности действовать тем или иным образом), определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию (Л. Ланге) и некоторые иллюзии восприятия (Г. Мюллер, Т. Шуман), а также для описания возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность различных психических процессов (Н. Ах). Позднее понятие социальной У. — аттитюда — вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий). В качестве объяснительного принципа изучения психических явлений У. наиболее глубоко разработана Д.Н. Узнадзе и его школой. В общей психологии У. применяется при исследовании психофизиологических механизмов приспособления организма к предвосхищаемым ситуациям, избирательности и направленности психических процессов, механизмов неосознаваемой регуляции деятельности личности, формирования характера. В социальной психологии У. используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса социализации и изменения У., например под влиянием пропаганды, а также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. Функция У., ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности.

Основные функции У. в деятельности: а) У. определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях- б) У. освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях- в) У. может выступить и в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям. Эффекты У. непосредственно обнаруживаются только при изменении условий протекания деятельности. Вследствие этого общим методическим приемом изучения феноменов У. является прием "прерывания" деятельности. Так, субъекту для сравнения по тем или иным параметрам предъявляют два равных "критических" объекта после неоднократного предъявления отличающихся друг от друга "установочных" объектов (метод фиксации У. Узнадзе). Содержание У. зависит от места объективного фактора, вызывающего эту У., в структуре деятельности. В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена У. (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности уровни смысловых, целевых и операциональных У. Смысловая У. выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл. По происхождению смысловые У. личности производны от социальных У. Смысловые У. содержат информационный компонент (взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится), эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам), поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл ). С помощью смысловых У. индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды (инструментальная функция), они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях (функция самозащиты), способствуют самоутверждению личности (ценностно-экспрессивная функция), выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей (познавательная функция).

Возникнув в конкретной деятельности, они могут проявиться при встрече личности со сходными значимыми объектами и определять ее поведение в широком круге сходных ситуаций. Такие смысловые У. становятся обобщенными У. и превращаются в черты характера личности. В отличие от целевых и операциональных У., изменяющихся в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, изменение смысловых У. всегда обусловлено изменением самой деятельности субъекта. Целевые У. вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. В случае прерывания действия целевые У. проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия. Операциональная У. имеет место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и т. п. Психофизиологические механизмы, реализующие различные операциональные У., проявляются в общем тонусе организма, выражающем позу субъекта в целом, определенную преднастройку в сенсорной и моторной области, что предшествует развертыванию тех или иных способов осуществления действия.

А.Г. Асмолов


Определения, значения слова в других словарях:

Азбука социального психолога-практика. Кондратьев М.Ю. - Ильин В.А.
Установка — достаточно стабильная готовность субъекта деятельности поступать тем или иным образом еще до появления стимулирующего активность объекта или явления, при условии знания, что именно этот определенный объект или явление будет предъявлено. Изначально термин "-...
Философский словарь
направленность сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность. Так определил данноеявление человеческой психики глубоко исследовавший его грузинский психолог Д. Узнадзе. Обосновывая учение об установках сознания, мышления и поведения людей, он подчеркивал...
Философский словарь
- в психологии различная, в зависимости от индивида и времени, духовная ориентация мысли и воления, ожидания, надежды или опасения, склонности, убеждения, пристрастия и предубеждения, которая определяет не только наше отношение к какому-либо предмету, событию, факту, мнению,...
Психологический словарь
- свойство деятельности - . Психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом. В 1901 г. в рамках Вюрцбургской школы Г. Майер - и И. Орт, ученики К. Марбе, показали, что существуют психические процессы, которые нельзя описать феноменологически...
Психологическая энциклопедия
- см. Аналитическая психология, Аттитюд, Иллюзии восприятия, Узнадзе Д. Н.
Психологическая энциклопедия
См. Узнадзе теория установки.
Психологическая энциклопедия
- предготовность субъекта реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое событие или явление. - это внутренне качество субъекта политики, базирующееся на его предшествующем опыте и политической культуре (Д.В. Ольшанский, с.88-89)
Психологическая энциклопедия
Категория. Свойство деятельности. Специфика. Психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом. В 1901 г. в рамках Вюрцбургской школы Г.Майер и И.Орт, ученики К.Марбе, показали, что существуют психические процессы, которые нельзя...
Психологическая энциклопедия
- внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к определенным объектам.
Психологическая энциклопедия
- готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Поделиться:

Реклама