Управление общением - это...
Управление общением (в психотерапии) — воздействие психотерапевта на процесс общения с клиентом (терапевтической группой) с учетом терапевтической цели, состояния клиента (группы), которое приближает процесс терапевтического общения к решению задач, значимых для его участников.
Клинический психолог, оказывая помощь своему клиенту, использует адекватные запросу клиента профессиональные коммуникативные умения, психотерапевтические, консультационные, диагностические технологии, помогает ему справиться с его жизненными проблемами. То, как при этом будут складываться взаимоотношения между психологом и клиентом, зависит от их мотивации, целей, особенностей социальной перцепции, применяемых коммуникативных действий, адекватности оценки результатов своего общения. Условно можно выделить три взаимосвязанные сферы терапевтического общения, требующие внимания клинического психолога, его умения управлять процессами в них: (а) непосредственно профессиональная работа с клиентом в зависимости от заявленной им проблемы; (б) свои внутренние психические процессы и состояния, включенные в межличностное взаимодействие с клиентом (мотивы, цели, особенности социальной перцепции, эмоциональные реакции и общее состояние, применяемые вербальные и невербальные средства общения, пр.); (в) складывающиеся межличностные взаимоотношения с клиентом, уровень возникшего доверия. Эти сферы внимания психолога взаимосвязаны и влияют на эффективность его профессиональной деятельности, так как он работает и посредством своей личности (понятие "психотерапевтическая личность"), и посредством тех отношений, которые создает с клиентом (понятие "терапевтические отношения").
Н. Д. Творогова
Поделиться: