Упанишады - это...
УПАНИШАДЫ (санскр upa-ni-sad - сидеть около, те у ног Учителя, получая наставления в духовных беседах с целью познания истины; отсюда - сокровенное знание, тайное учение) - древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу шрути ("откровения"), примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического (тайного) смысла В толковании Шанкары, У происходят от корня sad - "уничтожение" Отсюда У - "разрушающие узы незнания" и "приближающие к Брахману" У иногда называются ведантой ("конец Вед"), тк составляют заключительную часть Вед и являются главным источником системы Веданта Насчитывают около 200 текстов У Классическими признаны 108 - собрание Муктика (от mukti -освобождение) Древнейшие из У записаны, видимо, около 6 в до нэ (добуддийский период) Последние - в 14-15 вв Из основных У наиболее ранний слой образуют: "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Тайттирия", "Айтарея", "Кена", "Каушитаки" Несколько позже составлены "Катха", "Ища", "Шветашва-ра", "Мундука" Более поздние У: "Прашна", "Майтри", "Ман-дукья" Уходя корнями в древне-ведийскую мудрость, У касаются глубоких, метафизических вопросов о происхождении Вселенной, о природе и сущности Непроявленного Божества (Брахмана) и проявленных Богов (Вишну, Яма и др), о единстве духа и материи, об универсальности ума и природы человеческой "души" и "Эго" (Атмана) Одна из центральных мыслей У - тождество Брахмана (высшей объективной Реальности, Абсолюта) и Атмана (субъективного, индивидуального начала, "огненного зерна" человека) У развивают учение о Пуру-ше (Вселенском Человеке, ср каббалистический Адам-Кадмон); излагают миф о "яйце Брахмана" ("Brahmanda"), из которого произошел существующий мир; дают понятие "праны" (ргапа) - "жизненного дыхания", наполняющего весь мир; раскрывают учение о четырех состояниях человека: 1) бодрствование, 2) сон, 3) глубокий сон без сновидений, 4) трансцендентальное, невыразимое состояние слияния с высшей Реальностью У формулируют понятие кармы, непосредственно связанной с учением о цепи перерождений Важное место в У занимает нравственный кодекс жизни, в первую очередь обращающий внимание на внутренний мир человека, высокую культуру мыслей, утонченность чувств, развитость сердца, любовь к Истине Высшая цель человека, согласно У, - единение с Брахманом На этом пути главным является не обрядовая практика, культовые служения, а подвижничество, внутренний подвиг человека, самоотверженно вступившего на путь познания Сущего У, изложенные в системе веданты, имеют много параллелей с йогой (в методах духовного пути), санкхьей (учение о Вселенной, Пуруше), буддизмом (учение о карме, отказе от желаний, очищении сознания) и др индийскими даршанами (школами) Значительное влияние У прослеживается в "Бхагават-Гите" Идеи У впервые были систематизированы Бадараяной в "Брахмасутре" Особое развитие получили у Шанкары и Рамануджи Влияние У сказалось на взглядах Р М Роя, Вивекананды, Ганди и др Значительный след в европейской философии У оставили, начиная с Шопенгауэра
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: