Современный термин, употребляемый наряду с некоторыми другими как общее название всех форм интеллектуального функционирования ниже среднего, по оценке стандартных тестов IQ. Система классификации, действующая в настоящее время в США, определяет четыре уровня: легкая (IQ в диапазоне, приблизительно, 50-69), умеренная (35-49), серьезная (20-34) и глубокая (ниже 20). Обратите внимание, что эта градация основывается на представлении, что сам термин должен применяться только в отношении людей с показателями ниже 2 стандартных отклонений от среднего. Те, кто находятся в пределах 1 стандартного отклонения (то есть значения Ю между 86 и 100), рассматриваются как нормальные, или, иногда, те, кто ближе к нижней части этого диапазона, – как тупой нормальный; в пределах 1 и 2 стандартных отклонений (то есть 70-85) рассматриваются как обладающие пограничным интеллектом. Эта система основана исключительно на показателях IQ тестов; здесь не выносится никаких суждений относительно происхождения или причин, относительно эмоциональных, мотивационных, социальных или семейных факторов или относительно прогноза. В реальной практике, конечно, такие факторы очень важны, и это отражено в способе применения этих различных классификаций. Например, легкая умственная отсталость рассматривается как приблизительный эквивалент обучаемого умственно отсталого, а умеренная умственная отсталость – эквивалент тренируемого умственно отсталого. Обратите внимание, что в основном термине имеется давняя особенность; что точно обозначается понятиемотсталость? Буквально это означает замедление, и, действительно, там, кажется, наблюдается, по крайней мере, два аспекта такого замедления функции. Во-первых, замедлено развитие когнитивного созревания, так что отсталыйребенок достигает стандартных вех в более позднем возрасте, чем нормальный ребенок. Во-вторых, сами когнитивные процессы, кажется, протекают медленнее, так что отсталым людям обычно требуется больше времени для решения когнитивных задач, чем людям со средним интеллектом. Однако под этим термином также подразумевается нечто большее, чем простое замедление, это – сниженный потенциал или верхний предел: от умственно отсталого ребенка не ожидается, что он когда-либо достигнет даже нормального уровня, независимо от того, сколько времени отводится на развитие. Другими словами, умственная "отсталость" в действительности является умственной "недостаточностью", но это название настолько неправильно использовалось, что сейчас используется очень Редко (обсуждение см. умственная недостаточность). Одной из лексических попыток спасти положение было использование термина умственный инвалид в качестве общего термина, но не удивительно, что в понятии инвалид имеются свои собственные коннотативные трудности.
Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой
Умственная отсталость — группа синдромов органической природы, проявляющихся выраженным общим психическим недоразвитием с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей. Синонимы: олигофрения, задержка психического развития.
Признаками У. о. считают позднее...
Философский словарь
постоянное состояние умственной недостаточности, обычно врожденное, вызывающее неспособность к социальной адаптации. Это серьезное и характерное заболевание (2% населения Франции): обычно возникает как следствие ослабления организма, связанного с заболеваниями желез, которые в...
Психологический словарь
- нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер.
Психологическая энциклопедия
(англ. mental retardation) - стойкое, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного недостаточностью ц. н. с. У о. имеет разную этиологию (причины).Наиболее распространенная форма У. о. - олигофрения (от греч. oligos - немногий +...
Психологическая энциклопедия
Категория. Нарушение общего психического и интеллектуального развития. Специфика. Обусловлено недостаточностью, как правило, врожденной, центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер. Виды: - легкая умственная отсталость (IQ = 55-69...
Психологическая энциклопедия
По классификации DSM-І? умственная отсталость определяется как существенное отставание от среднего интеллектуального развития в сочетании со слабо выраженным адаптивным поведением (способностью заботиться о себе). Умственная отсталость обычно наблюдается у людей в возрасте до 18...
Психологическая энциклопедия
(mental retardation) История развития понятия "умственная отсталость" Понятие "У. о." является относительно новым, впервые оно появилась в середине XIX в. До этого индивидуальные различия в уровне интеллекта не привлекали к себе особого внимания. В конце XVII в....
Психологическая энциклопедия
Название, обычно используемое для тех, чьи показатели IQ находятся в диапазоне 50-69. Такие люди могут развивать довольно эффективные социальные и коммуникативные умения, и в раннем возрасте (до, приблизительно, 5 или 6 лет) не отличаются от нормальных. Школьные предметы где-то...
Психологическая энциклопедия
Название, используемое обычно для тех, чьи показатели IQ находятся в диапазоне 20-34. В раннем детстве у них наблюдается слабое моторное развитие, минимальная речь и слабое усвоение социальных и коммуникативных умений или их отсутствие. Такие люди обычно неспособны к...
Психологическая энциклопедия
Название, обычно используемое для тех, чьи показатели IQ находятся в диапазоне 35-49. В детстве такие люди проявляют слабое осознание социальных норм, хотя коммуникативные навыки у них довольно хорошие. Обучение редко бывает успешным после двухлетнего уровня, но при...
Поделиться: