Умма - это...
УММА — в исламе — религиозная община. Как указывает Е. А. Резван, значение термина "У." складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада и формирования социального организма, обозначаемого в Коране этим термином. Основные аспекты его значения сложились к концу пребывания Пророка в Мекке (620—622). С помощью термина "У." в Коране обозначались людские сообщества, составлявшие в своей совокупности мир людей. Отдельное сообщество было объединено общей религией, Писанием либо отсутствием Писания, ниспосланного в прошлом (в отличие от христиан и иудеев — "людей Писания"). Оно называлось по имени духовного прародителя, который мог быть и кровным предком и также обозначался термином "У.". Прототипом такого значения является доисламское и раннекораническое употребление слова "У." в значении "вера". Термин "У." содержал в себе представление о духовной преемственности. История человечества в Коране — это последовательная смена одной религиозной общины (У.) другой, все они составляли некогда единую У. людей, объединенных общей религией. В мединских сурах термин "У." стал обозначать главным образом мединскую общину и ее составляющие — У. мусульман и иудеев. Анализ коранических контекстов и мединского договора показывает, что основой социальной организации мединской У. являлись отношения зависимости — покровительства, которые приобрели, в отличие от доисламского (условного) новый, абсолютный характер. Это явилось развитием доисламских представлений об отношениях между божеством-покровителем племени и членами племени. Покровителем членов У. стал и сам Мухаммад, являвшийся передатчиком воли Аллаха. Возникновение У. как социальной организации ознаменовало становление структуры отношений господства — подчинения при абсолютном характере верховной власти. Сложение такой социальной структуры, противоречившей господствовавшим длительное время в общественном сознании принципам родоплеменного демократизма, потребовало первоначально сакрализации власти и было обосновано как восстановление искаженных людьми традиций. Этот процесс отразил развитие социально-экономических отношений и идеологических воззрений в оседлой среде Внутренней Аравии на рубеже 6—7 вв. К концу жизни Мухаммада в У. было включено практически все население Аравии. После смерти Пророка и прекращения "непосредственного вмешательства" Аллаха в жизнь общины У. стала земным носителем верховного суверенитета. В ходе арабских завоеваний и последующей исламизации покоренных народов термин "ал-У." стал обозначать все сообщество мусульман, хотя без артикля мог употребляться и в отношении всего "сообщества немусульман". В течение 7 в. произошло отождествление общины мусульман с местом их обитания и Халифатом. При этом сохранялось представление о том, что мусульманин, даже живущий вне пределов Халифата, принадлежит к ал-У. Представления о национальном гражданстве появились в мусульманских странах лишь к концу 19 в. До этого мусульмане различных государств юридически считались членами одной общины мусульман. В настоящее время термин "У." продолжает употребляться для обозначения автономных религиозных общин.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: