Ум, Разум, Разумение, Разумный - это...

I:
1) словом "У" в Синод пер ВЗ часто передается др-евр слово лев - см Сердце, к-рое в библ эпоху считалось не только внутр органом, но и инструментом чувствования и мышления (Быт 24:45; 3Цар 4:29; Иер 3:16; ср Еккл 2:1) В НЗ словом "У" чаще всего переводится греч слово нус (Рим 12:2; Кол 2:18; Лк 24:45); сходный смысл имеет и греч слово дианойа - "разум" (2Пет 3:1, в Синод пер - "смысл"; 1Ин 5:20, в Синод пер - "разум"), а также айстэтэриа (в Синод пер - "чувства", Евр 5:14) и эннойа (мышление, намерения; Евр 4:12, в Синод пер - "намерения") В тех случаях, когда речь идет о воззрениях и единомыслии, в греч языке часто употребляются производные слова от глагола фронео В библ текстах понятие "ум" выражается целым рядом евр и греч слов, к-рые могут означать также "сердце", "понимание", "рассудок", "познание", "разум", "мудрость", "мысль", "мнение", "решение" Какое из значений подразумевается в каждом отдельном случае, можно судить по контексту;
2) при всем многообразии языкового выражения, смысл слова "У" остается одним и тем же: под У подразумевается средоточие восприятий, помыслов и намерений, а также волевые решения, предшествующие действиям человека (Рим 12:2; Еф 4:17), Бога (Ис 14:24; Иер 23:20; Рим 11:34; 1Кор 2:16) Разум позволяет людям обретать нравств понятия Именно наличием разума человек отличается от "неразумных животных" и поэтому может господствовать над ними (Быт 1:28; ср Пс 48:21) То, разум - это духовная сущность человека, он дает человеку способность искать ответы на вопросы бытия Разум - это вместилище человеч мыслей и планов Разум и разумение человек получает от Бога (Исх 31:3; Иов 32:8; 3Цар 4:29)Библия нередко воздает хвалу разумному поведению (1Цар 25:3; Притч 1:4; 17:27; 19:14; 23:12; 28:2)
II:
1) со времени грехопадения человеческий У стал "плотским" (Кол 2:18), подверженным суетности (Еф 4:17), превратным (Рим 1:28), поврежденным, развращенным (1Тим 6:5; 2Тим 3:8) и оскверненным (Тит 1:15)Грех коренится в самой основе умственной деят-сти человека, поэтому слово Божье "судит помышления и намерения сердечные" (Евр 4:12; см Сердце);
2)Библия призывает к преобразованию "обновлением ума" (Рим 12:2) Через воздействие Св Духа человек может познавать истину (1Ин 5:20; ср 2Пет 3:1 и след), проявлять послушание ей и учиться различать добро и зло (Евр 5:14) Верующим даруются У и чувствования, как у Христа (1Кор 2:16; Флп 2:5), что способствует воцарению единомыслия в Церкви (Рим 12:16; 1Кор 1:10; 2Кор 13:11; Флп 2:2)
III
О Боге в Библии сказано, что Он все понимает, обо всем ведает, все подчиняет Своей ясной цели Его Дух - это "дух премудрости и разума, дух совета и крепости" (Ис 11:2; ср Иов 12:13; 26:12; Пс 135:5; Притч 8:14; Иер 10:12; 51:15) Его разум "неисследим" (Ис 40:28), но все человеч помыслы открыты Ему (Пс 138:2)
IV
Для постижения Божеств и вечных истин человеч разума оказывается недостаточно; человек не способен воспринять истину Божью (1Кор 2:14; 2Кор 4:4; Еф 4:18), доступ к Богу ему закрыт с момента грехопадения Только когда мир с Богом, который превыше всякого разума, руководит нами и наполняет нас, наша внутр сущность обретает покой (Флп 4:7) Человеч разум нуждается в просветлении Св Духом и через Него приходит к послушанию Христу в вере (2Кор 10:5) Тот, кто предоставляет свой разум Духу Божьему, совершает "разумное служение" (Рим 12:1) и оказывается способным познавать волю Божью (ст 2; 1Ин 4:1 и след)
V
Попытки человеч разума быть независимым от Бога и самовластно судить о Божеств и духовных истинах осуждаются Библией:
1) неразумны глупцы и безумцы (Притч 18:2; Рим 1:21), дети (Ос 13:13), бедняки (Иер 5:4), язычники (Еф 4:17 и след);
2) в качестве признаков недостаточности У называются: отсутствие смысла в словах (Иов 34:35), беспечность (Притч 1:32), легковерность (Притч 14:15), неумеренность и необузданность (Рим 10:2; Тит 3:3), непокорность истине (Гал 3:1,3);
3) признаками истинного У считаются: стремление к знанию (Притч 15:14); познание Святого (Притч 9:10), понятливость (Притч 1:2), удаление от зла (Иов 28:28), следование по путям Господним (Ос 14:10);
4) НЗ ясно говорит, что природный У имеет границы (1Кор 1:19) Ни иудеи, ни язычники не сведущи в том, что касается воли и сущности Бога (Рим 3:11), ученикам Иисуса также пришлось долго учиться этому (Мк 8:17; Лк 24:45) Постоянной предпосылкой истинного духовного разумения является см Просвещение Духом Божьим (Еф 1:17,18; 3:4; 5:17; Кол 1:9; 2:2; 2Тим 2:7; Откр 13:18)
VI
Выражение "выйти из себя" подразумевает, что человек в своих речах и действиях уже не подчиняется контролирующей и направляющей власти своего сознания и силе суждения Это может быть проявлением патологии (см Болезнь: безумие, безумный) Но иногда человек, движимый Духом Божьим, несправедливо слывет безумным в своем окружении (Мк 3:21 и след; Ин 10:20; ср Деян 26:24 и 1Кор 14:23)

















Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Ум — обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле — индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей человека. О.К. Тихомиров
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
в философии шаива-сиддханты ум состоит из пяти частей: сознательный ум – джагат-читта (бодрствующее сознание). Обычное, бодрствующее, мыслящее состояние ума, в котором большинство людей пребывает большую часть дня подсознательный ум – самскара-читта (ум впечатлений). Часть...
Философский словарь
Философский смыслтермина: Ум, знание, понимание (Софокл); знание (Платон); мнение, убеждение, замысел (Геродот, Фукидид); разум, здравый смысл (Аристотель); изречение, гнома (Аристотель); побуждение, желание (Ксенофонт, Фукидид, Плутарх).
Философский словарь
Философский смыслтермина: Благоразумие, здравый смысл, замысел; душа, сердце как центр интеллектуальной сферы (Гомер); "Нус", который мыслит - это свойствокосмоса (Ксенофан); "Нус" - всевидящий мировой разум как принцип бытия, упорядочивающий космос и причина движения (синоним...
Философский словарь
способность понимать, умение схватывать.отношения. Понимание может быть более или менее быстрым и более или менее глубоким: как правило, быстрое понимание будет поверхностным, а неспешное – глубоким. Одним словом, существует не некий единый ум, а различные формы ума. Задача «...
Философский словарь
- способность мышления и понимания; то же, что разум.
Философский словарь
- способность мышления и понимания. В истории философии то же, что разум, дух; в древнегреческом языке этому понятию соответствует нус, в латинском - интеллект.
Философский словарь
(лат Intellectus — разумение, понимание, познание, рассудок) — особая функция психической деятельности организмов с высокоразвитым и сложно дифференцированным мозгом; способность получать, хранить, преобразовывать и выдавать информацию, вырабатывать новые знания, принимать...

Поделиться:

Реклама

бет бум букмекерская контора