Уильям Овернийский - это...
УИЛЬЯМ ОВЕРНИЙСКИЙ (d’Auvergne) (ок. 1180—1249) — преподаватель богословия в университете Парижа (с 1223), с 1225 — профессор, с 1228 — епископ того же города. Один из первых схоластов, посвятивший свое творчество решению проблемы соотношения античной и арабской философской мысли с христианским богословием. С одной стороны, он был сторонником синтеза там, где не требуется никаких компромиссов, а с другой (после осуждения ряда положений физики и метафизики Аристотеля в 1210) — боролся с чуждыми влияниями различных форм аристотелизма на христианскую мысль. Он, видя в наследии Стагирита огромный потенциал для богословия, старался "исправить" в нем те ошибки, которые делали его неприемлемым для христианских мыслителей. Например, он, находясь под заметным влиянием неоплатонизма Августина, а также Шартрской школы, старался показать принципиальную несовместимость христианской идеи Творца и античного представления о Демиурге, он также выступил последовательным защитником христианского учения о свободе человека и бессмертии и неповторимости души. Тихое увлечение Ибн Синой нисколько не помешало теологу в защите христианского принципа "ex nihilo" обрушиться с сокрушительной критикой детерминизма Авиценны, распространяющегося в творчестве последнего и на Бога.
Главный труд богослова — "Божественная наука" ("Magisterium divinale") написан в 1220—1230-х и состоит из нескольких частей: "О Первой Причине", "О Троице", "О тварном мире", "О душе", "Почему Бог стал человеком", "О Таинствах", "О вере и законе", "О добродетелях и обычаях". Полное собрание сочинений вышло только в 1674 под редакцией Леферо, а в 1954 — появилось критическое издание О’Доннелла на сочинение "О добре и зле". У. О. был также и активным церковным деятелем, защищавшим права нищенствующих орденов и проведшим реформу приходской жизни.
о. Сергий Лепин
Поделиться: