Уильям - это...

УИЛЬЯМ (ИСКАМ (Ockham, Occam) (ок 1285-1349) - английский философ, логик и теолог, монах-францисканец Философские трактаты, сочинения по логике и комментарии к "Сентенциям" Петра Ломбардского были написаны им в тназ "оксфордский период"; "Сумма логики" - в Авиньоне; политические трактаты - в последнее десятилетие его жизни в Мюнхене Противоречивые интерпретации УО как видного представителя схоластической традиции, с одной стороны, и как ее разрушителя - с другой, обусловлены тем, что в его учении обрели свою логическую завершенность почти все основные проблемы схоластики Так, УО уделил внимание разработке концепции "двух истин": сфера разума и область веры должны быть разграничены Теологические истины (их источником является Священное писание), по УО, невозможно доказать с помощью философских аргументов, и наоборот - научные истины не зависят от богословия, ибо они опираются на разум и опыт, а не на веру Иррационали-зация теологии осуществляется УО на основе критики схоластического реализма С точки зрения УО, существование Бога как бесконечной актуальности недоказуемо вне теологии, так же, как и существование общих идей всего сущего в Божественном уме (например, идея сотворения мира, которая должна была существовать в уме Бога до самого сотворения - это исходное допущение universale ante rem, но только в области теологии) Сфера же человеческого познания всегда имеет дело с единичными вещами и следует принципу universale post rem (по мнению УО, если общего нет в Божественном уме, то нет его и в вещах) Однако столь радикально рациональные допущения получают у УО не менее радикальные мистические выводы: очевидная недоказуемость религиозных догматов - с точки зрения человеческого разума - только укрепляет веру, поэтому "научить Богу" может только Откровение Последовательное стремление УО отделить разум от веры, а логику и теорию познания - от метафизики и теологии обеспечивают рациональный характер и логическую обоснованность его номинализма Спор об универсалиях выходит за рамки теологии, а вместо умозрительно-онтологической картины мира ранних номиналистов (Абеляр, Росцелин) УО предлагает аналитически-гносеологическую ее трактовку Прежде всего УО различает две разновидности знания (что вытекает из различия между душой чувствующей и душой разумной): интуитивное знание (notitia intuitiva), основанное на внешнем восприятии единичных вещей и его переживании, и абстрактноезнание (notitia abstractive), которое можно непосредственно постичь в уме (и в этом смысле оно также интуитивное), его сущностной характеристикой является способность отвлекаться от единичных вещей (существующих или несуществующих) В любом случае абстрактноепознание всегда базируется на познании интуитивном - в таком ключе интерпретируется знаменитая "бритва Оккама", выражающая позитивистский принцип экономии мышления В обобщенной формулировке - "Сущностей не следует умножать без необходимости" - этот принцип постулирует приоритетность понятий, выводимых из интуитивного познания Эмпирический пафос учения УО базируется на признании УО реально существующими только единичных вещей Однако вещи познаются с помощью понятий, или терминов, образование которых обусловлено потенцией - устремлением человеческой души на предмет познания Термин - это простейший элемент знания, всегда выражаемый словом УО рассматривает "естественные" понятия, относящиеся к самим вещам - "термины первой интенции", и искусственные, условные понятия, которые имеют значение, относимое не к одной конкретной вещи, а ко многим вещам, отношениям между ними, - "термины второй интенции" Наука имеет дело с вещами и поэтому пользуется терминами как орудиями знания "Термины второй интенции" становятся объектом рефлексии в логике, которую интересуют значения слов (форма), а не физические состояния вещей (содержание терминов) Универсалии же представляют собой понятия о понятиях, ибо они утверждают нечто о многих других терминах и не могут обозначать вещи Универсалии есть просто знаки вещей и являются результатом деятельности разума УО использовал даже особое понятие "суппозиция", которое выражало замещающую, знаковую функцию термина Учение УО о понятиях ("терминизм") отличается высокой степенью абстракции, и оно существенно повлияло на развитие логики и семиотики Независимость мышления УО проявилась не только в его философских и логических идеях, но так же и прежде всего в его политических трактатах, открытой полемике с папой, в критике любых авторитетов Он примыкал к радикальному крылу францисканского ордена ("спиритуалы") и отстаивал идеал евангельской бедности, выступал против претензий папы на светскую власть, за приоритет мнения общины самих верующих (consilium sapicntium) перед авторитетом папы в вопросах веры, предлагал вполне "демократическую" систему избрания Вселенского собора Не случайно Климент VI называл УО "ересиархом, князем еретиков" Этико-социальная доктрина УО представляла собой индивидуалистическую концепцию общества и морали человека УО полагал, что благо всего общества не означает блага его членов - отдельных индивидов В 14-17 вв сочинения УО были хорошо известны: Реформация использовала идеи УО в борьбе с католической церковью, на него ссылался Лютер, его труды по логике и философии оказали влияние на Ф Бэкона, Локка, Юма Распространение идей УО в средневековых университетах Европы способствовало оформлению такого направления как терминизм ("оккамизм")


Поделиться:

Реклама