Уиклиф Джон - это...
УИ́КЛИФ Джон (ок. 1330—1384) — английский теолог, чьи воззрения оказали существенное влияние на становление реформационной идеологии. Родился в состоятельной семье. Получил образование в Оксфорде. Некоторое время возглавлял Балиольский колледж. Затем добился доходной церковной должности (бенефиция), что позволило ему, не исполняя повседневных обязанностей, обеспечить себе продолжение академической карьеры. В этот период У. разрабатывает доктрину церковного управления: критерием права на власть в церкви является, по его взглядам, исключительно одно лишь благочестие — все прочие основания не подтверждаются Священным Писанием.С 1371 г. деятельность У. получает поддержку у светских правителей Англии. Особенно это касалось его идеи ограничения церковных и монастырских богатств: призывая паству к умеренности и нестяжанию, церковь не имеет права удерживать за собой, да еще и без налогов в казну, огромные земельные владения. "Великая западная схизма" 1378 г. в Римско-католической церкви ослабила позиции иерархии и облегчила мирским властям секуляризационную политику. В этих условиях востребованность доктрины У. заметно снизилась. Он возвращается к теологической и преподавательской деятельности.Начав некогда с критики церковных злоупотреблений в сфере собственности, У. подходит впоследствии к переосмыслению уже вероучительных сторон католицизма. Он отвергает обоснованность культа святых и отпущения грехов духовенством, сомневается в сакральности таинств. Многие его положения были осуждены папой римским Григорием XI, а Лондонский синод английских епископов в 1382 г. даже счел взгляды У. еретическими.Фундаментом реформационных высказываний У. стало его отношение к Библии. В трактате 1378 г. "Истина Священного Писания" он обозначил Библию как единственный авторитет, по которому церковь, ее соборы и папы римские должны сверять свои дела. В Священном Писании есть все необходимое для спасения. Поэтому его следует сделать доступным не только духовенству, но и каждому христианину. С именем У. связан опыт перевода Библии на английский язык. Известна его инициатива посылать в простонародную среду чтецов Библии.По отношению к Римскому престолу У. следовал усвоенным им в Оксфорде установкам Уильяма Оккама (1285—1349), который критиковал посреднический статус церковной иерархии и противопоставлял диктату пап общинный строй религиозной жизни. В труде 1379 г. "Власть пап" У. отстаивал идею свободы светской власти от церковных установлений, поскольку те имеют сугубо человеческое происхождение. Государственная власть, считал У., конечно тоже "пахнет грехом". Но способна смыть это пятно, если будет всемерно поддерживать заповеданный Священным Писанием общинный тип церковного устройства.В принципиальном для христиан вопросе о причастии У. также был против католической церковной доктрины. Его работы "Отступничество" (1379) и "Евхаристия" (1380) отвергают тезис о пресуществлении, т. е. о субстанциальном превращении хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Как утверждал У., после ритуального освящения хлеб и вино не меняются физически, но наполняются духовным присутствием Христа. Эти предметы не тождественны Телу и Крови, однако превращаются в "эффективные знаки" божественного присутствия.Радикализм высказываний У. имел следствием отстранение его в 1381 г. от преподавания и удаление из Оксфорда. Последователи У. в Англии — лолларды ("тихо молящиеся"), распространяли в стране английскую Библию и своими призывами к церковному переустройству способствовали росту неприятия католических порядков. Антипапистские идеи У. были сочувственно встречены во многих христианских группах континентальной Европы. После осуждения наиболее известного их защитника — Яна Гуса, Констанцский собор объявил У. еретиком. Его останки извлекли из могилы и в 1428 г. сожгли. Из трудов У. нет полной ясности, насколько он склонялся к идее оправдания только по вере. Но и Лютер, и Кальвин считали себя во многом его последователями.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: