Учитель - это...
I
Каждый, кто передает к-л знания, является У (ср 1Пар 25:8; Притч 5:13) В Библии У названы в первую очередь люди, призванные открыть людям Божью волю и привести их к познанию истины (Моисей: Исх 24:12; Захария: 2Пар 26:5 и др) В Дан 12:3 восхваляются праведные У (в Синод пер - "разумные") У же, к-рые уводят людей от Бога (Иер 8:9), будут осуждены
II
Книжники (=У Писания) как особая социальная прослойка появились среди евреев лишь после вавил плена Одним из первых книжников был Ездра(Езд 7:11) Их основной задачей было толкование ВЗ и они препятствовали проникновению в мировоззрение и жизненный уклад евреев эллинистич язычества Книжники считали своей обязанностью предписывать евреям, как им следует поступать в каждом конкретном жизненном случае, чтобы не нарушить Писание Тем самым они разработали свод казуистич правил, ставший для народа тяжелейшим бременем Именно это в первую очередь послужило причиной разногласий Иисуса с книжниками (Мф 7:1 и след; 23:23 и след; Мк 2:23 - 3:6 и пар)
III
В НЗ упоминаются разные У:
1) еврейские У (Лк 2:46; Ин 3:10);
2)Иоанн Креститель(Лк 3:12);
3) все евреи (Рим 2:20);
4) все христиане (Евр 5:12);
5)Павел как У язычников (1Тим 2:7; 2Тим 1:11);
6) христиане, занимающиеся учительством как особым церк служением (см Должность; Деян 13:1; 1Кор 12:28 и след; Еф 4:11);
7) но в первую очередь У назван Иисус Христос
IV
Иисус-Учитель:
1)Иисус не только проповедовал Благую Весть о Царстве Божьем и исцелял немощных; Он, подобно книжникам, учил в синагогах (Мф 4:23; 9:35) и в храме (Мф 26:55; Мк 12:35) Он учил народ и Своих учеников (Мф 5:1,2), как это делали и книжники(Мк 2:18) Как и они, Он черпал материал для Своего учения в ВЗ (Мф 5:21; 15:3; 22:37); подобно им, Он зачитывал отрывок из Свящ Писания стоя, а излагал его сидя (Лк 4:16; ср также Мф 5:1 о начале Нагорной проповеди (см Нагорная проповедь)) Наиб часто встречаются такие формы обращения к Иисусу, как "Господь" и "Учитель" (греч дидаскале, Мф 8:19; 19:16 и др) или см Равви, "Раввуни" (Мк 10:51; Ин 20:16)Никодим называет Его "Учителем, пришедшим от Бога" (Ин 3:2) У Иисус признавался и в народе, и отчасти среди книжников (Мф 22:16; Мк 12:32 и след) Евангелия свидет-вуют о том, что окружавшие оказывали Ему такое же почтение, как и книжникам В первую очередь это относится к Его ученикам (Мф 26:17 и след; Мк 4:35,36; 6:37; 11:1 и след; Ин 4:8);
2) и все же деяния и учение Иисуса столь резко отличались от того, что делали и чему учили книжники, что у последних это вызывало сильное недовольство, переросшее со временем в непримиримую ненависть Иисус не только не получил необходимого У образования, но и учил народ, не будучи уполномочен на это к-л религ инстанцией (Мф 13:54; Ин 7:15 и др) Он был последовательным противником всякой казуистики, сковывавшей человека цепями внешней законности Иисус требовал от человека любить Бога и ближнего (Мф 22:37,39), призывал повиноваться Божьей воле Он прежде всего не поучал, а выступал провозвестником Царства Божиего, потому что уже "исполнилось время" (Мк 1:15) Он учил с властью Св Духа (ст 22; Мф 7:29) и противопоставлял прежним толкованиям Свящ Писания Свое собств: "А Я говорю вам" (Мф 5:21 и след) Исключительность Его деяний и учения была обусловлена Его личностью - Он есть "путь и истина и жизнь" (Ин 14:6) Как Сын Божий и воплощ Слово Божье, Иисус требовал от Своих учеников самоотречения, совершенного послушания (Мф 16:24,25) и безусловного следования за Собой (Мф 19:21) Его речи повергали слушателей в крайнее удивление и изумление (Мф 7:28; Мк 6:2; Ин 7:15)Учение Иисуса равнозначно Откровению Он наделен исключит авторитетом: "Один у вас Учитель - Христос" (Мф 23:8) Ответом же книжников было: "Он богохульствует Он повинен смерти!" (Мк 14:64)
V
Учителя в раннехрист Церкви:
1) по воле Иисуса Его ученики тоже учили народ еще при Его жизни (Мк 6:30), а после Своего воскресения из мертвых Он заповедал им продолжать учительство (Мф 28:20) Первоочередной задачей учеников Иисуса была проповедь спасения во Иисусе Христе Апостолы проповедовали и учили о "покаянии перед Богом и о вере в Господа нашего Иисуса Христа" (Деян 20:20,21) Кр того, благовествуя народу Израиля (Деян 9:20-22), они постоянно доказывали на основании Свящ Писания, что Иисус - это обетов Мессия (см Ев от Матфея) Их учение заключалось не столько в изложении фактов, относящихся к спасению, сколько в призыве принять Христа и примириться с Богом;
2) на У, наряду с апостолами, пророками и евангелистами, бы-ла возложена в Церкви особая миссия (см Должность) (Деян 13:1): они должны были не только возвещать Благую Весть, но и разъяснять суть проповеди Христа, Его искупит смерти и воскресения, так чтобы учение Христа проявлялось в жизни верующих Обязанности У тесно переплетаются с обязанностями пастыря (см Пастырь) (Еф 4:11), возвещаемое им учение основано на особом даре Св Духа (1Кор 12:28) У должен постоянно пребывать в "учении" (Рим 12:7; 2Тим 4:2) и преподавать слово истины, "вразумляя бесчинных, утешая малодушных и поддерживая слабых" (1Фес 5:14; 2Тим 2:15)Иаков, указывая на огромную ответственность, ложащуюся на плечи У, предостерегает от чрезмерного стремления к учительству (Иак 3:1); в Евр 13:17 звучит призыв к повиновению У, к-рым однажды придется дать отчет Богу о вверенных им членах Церкви Христиане должны помнить их слова и подражать их вере (ст 7) см Увещевание, увещевать;
3) в Тит 2:3 и след говорится о том, что умудренные жизнью женщины должны советом, делом и собств примером "учить добру" своих детей, внуков и других членов семьи Но подобное учительство не имеет ничего общего с публичными выступлениями в Церкви, запрещ им ап Павлом (1Кор 14:34; 1Тим 2:12) см Богослужение (V,3);
4) в Библии звучит настойчивое предостережение от влияния лжеучителей (2Тим 4:3; 2Пет 2:1), говорящих лишь то, что угодно их слушателям, и ставших ради "мзды неправедной" наследниками Валаама (ст 15) см Проповедь, проповедовать, проповедник
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться:

