Уайтхед (whitehead) Алфред Норт - это...

(1861-1947) - брит. философ, логик, математик. Преподавал в Кембриджском, Лондонском, Эдинбургском, Гарвардском ун-тах. Одним из учеников У. был Рассел, в соавторстве с которым он написал фундаментальный трехтомный труд "Principia Mathematica" (1910-13), во многом определивший развитие символической логики. В 10-20-е годы философские взгляды У. еще не выходят за пределы неореализма, но постепенно он приходит к выводу, что философия науки должна иметь онтологические основания, которые призвана установить "спекулятивная" (умозрительная) философия, или метафизика. Научное мышление, согласно У, своими корнями уходит в философию, а философия не имеет иного основания, кроме непосредственного чувства, которое ищет выражение в языке поэта или философа. Непосредственноечувство знакомит нас с абсолютно конкретной, подлинной реальностью, которую остается только принять и понять как данное. Отсюда "онтологический принцип" философии У., выражающий несводимость факта к понятию, действительности - к мыслимому бытию, всегда имеющему характеробъекта. Наиболее известной "метафизической" работой У. является кн. "ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ" (Process and Reality, частичный рус. пер. в кн. Избранные работы по философии. М., 1990), написанная на основе курса лекций, прочитанных в Эдинбургском ун-те в 1927-28 годах. "Принцип процесса" устанавливает, что действительность есть становление. Место объекта в этом процессе указывает "принцип относительности": всякая объективность есть возможность для становления. Таким образом, становление есть превращение возможности в действительность. Природу этого превращения раскрывает "реформированный субъективистский принцип", согласно которому становление есть становление субъективного единства, вбирающего в себя объективную данность. Этот акт ассимиляции объективных данных и "стягивания" их в субъективное единство "опыта" У. обозначает специальным термином "прегензия" (prehension) - "схватывание". Иногда он пользуется в качестве синонимасловом "чувство", которое может быть двух типов - "физическим" (если его объект представляет собой устойчивый элемент действительности) или "концептуальным" (когда оно направлено на "вечный объект" - на идеи в платоновском смысле). Таким образом, не только возможность превращается в действительность, но и действительность становится возможностью, объективной данностью для нового становления, как только завершит процесс самоформирования. В этом случае событие теряет свое субъективное единство и становится строительным материалом для нового "действительного существования", или "действительного происшествия". Такова доктрина "объективного бессмертия" У. Собственная жизнь "действительного происшествия" эфемерна - оно умирает сразу, как только возникает, но длительность обеспечивается преемственностью "вечных объектов", переходящих из одного субъективного единства в другие и создающих ту структурную определенность, которая нужна науке, чтобы та могла подступиться к реальности со своими инструментами математического анализа. Признание "вечных объектов" ставит перед "философией процесса" проблему, можно сказать, не разрешимую обычными средствами: согласно "онтологическому принципу", объекты не могут существовать сами по себе, они реальны только в некотором субъективном единстве, а какого рода может быть это субъективное единство, если имеются в виду именно "вечные объекты"? Отсюда и необходимость постулировать "уникальную действительную сущность" - Бога. Именно Бог есть та "действительная сущность", которая содержит в своем субъективном единстве все царство "вечных объектов" и стимулирует возникновение каждого нового "происшествия" как принцип имманентной целесообразности в самом начале процесса самоформирования этого происшествия. Субъективное единство не предшествует процессу, а завершает его, поэтому У. предпочитает говорить не о субъекте опыта, а о "суперъекте". Однако в таком случае требуется какой-то иной субъективный фактор, для того чтобы регулировать процесс в его начальной фазе. Эту функцию и выполняет Божество, которое является не единоличным творцом, а лишь соавтором происходящих в мире событий. "Действующей причиной" (У. использует аристотелевскую терминологию) возникновения события является изначально присущая мирозданию творческая энергия - "креативность" (creativity). Это чистое понятие деятельности, обусловленной, согласно У., объективным бессмертием мира, который не бывает тем же самым дважды, хотя всегда содержит устойчивый элемент "божественного упорядочивания". Философский синтез У. опирается на платоновско-аристотелевскую традицию в соединении с классическим брит. эмпиризмом (акцент на "опыте" и "чувстве" как атрибуте субъективности, что не согласуется с чистым платонизмом) и в то же время предлагает категориальную схему, обобщающую картину мира неклассической физики с ее понятиями относительности и квантовой природы процесса. Механицизму классической физики с ее представлениями о "простой локализации" объектов и подменой конкретности абстракциями абсолютного пространства и времени У. противопоставляет "органицизм", "клеточную теорию актуальности", сближающую понятия физики, биологии и психологии. М.А. Киссель Избранные работы по философии. М., 1990; An Enquiry concerning the Principles of Natural Knowledge. Cambridge, 1919; Modes ot Thought. N.Y., 1938; The Concept of Nature. Cambridge, 1955; Adventures of Ideas. N.Y., 1959; Process and Reality. N.Y., 1960.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(род. 15 февр. 1861, Ремсгейт - ум. 30 дек. 1947, Кембридж, Массачусетс) - англо-амер. философ и математик; с 1924 - профессор Гарвардского ун-та; один из виднейших представителей неореализма, на почве которого он создал критическую натурфилософию, позднее дополненную им...

Поделиться:

Реклама