Тяньтай-Цзун - это...

ТЯНЬТАЙ-ЦЗУН (кит. ТЭНДАЙ-СЮ — яп. версия Т.) — одно из направлений Буддизма Махаяны в Китае и Японии, оформившееся в 6 в. под руководством китайского монаха Чжии, жившего и проповедовавшего на горе Тяньтай. Основную роль в развитии концепций Т. сыграла Шуньявада — концепция "Пустоты". Основополагающим учением Т. является "Инянь-Саньцянь" ("Одно мгновение мысли — 3 тысячи"). 3000 — это каноническое число проявлений миров Дхармы (см. Мир Дхармы). Главным каноническим текстом Т. является "Сутра Лотоса благого Закона" (см. Лотосовая Сутра). Цель религиозной практики адепта Т. — реализация в человеческом существе мира Будды и подавление других миров Дхармы (свое наиболее развернутое обоснование фундаментальный тезис учения Т. о наличии в каждом существе мира Будды получил позднее в Японии). Основным методом религиозной практики являлось медитативное изучение канонических текстов Т. В учении Т. была дана также типологическая классификация учений различных буддийских школ. Школа Т. лидировала в китайском Буддизме в течение 5 веков и вследствие ослабления Буддизма в Китае практически исчезла к середине 10 в. В Японии школа Т. оформилась в 9 в. под руководством Буддийского монаха Сайтё. В традиционные концепции Тяньтая были интегрированы доктрины Сайтё, сформулировавшего детализированную концепцию теократического государства, интерпретируемого как объект спасения, на который непосредственно направлялся альтруизм Боддхисаттвы. Монахам Т., как носителям высшего знания Лотосовой Сутры, автоматически присваивался ранг Боддхисаттв и "Сокровищ государства, которым предопределено было управлять Японией". К 10—11 вв. в учении Т. оформилось его эзотерическое направление Таймицу, в котором Лотосовая Сутра объявлялась эзотерической, а главный Будда школы Т. — Будда Шакиа-Муни — уравнивался с главным Буддой школы Сингон-сю — Буддой Махавайрочаной, что позднее привело к очень сильному влиянию школы Сингон-сю на Т. В 12 в. с ослаблением политической власти императора и дворцовой аристократии ослабли и позиции школы Т., однако она до сих пор продолжает сохранять существенное влияние в японском Буддизме, являясь идейной основой Нитирэнизма и Сока Гаккай — одной из самых влиятельных необуддийских религиозных организаций современной Японии.

С. В. Силков


Поделиться:

Реклама