Цвингли - это...
ЦВИНГЛИ (Zwingli) Ульрих (1484—1531; погиб в битве при Каппеле, кантон Цюрих) — швейцарский реформатор религии и Церкви, гуманист. Ц. рассматривал Реформацию как процесс, касающийся жизни всех людей, затрагивающий Церковь и общество, а не просто отдельного человека. Реформация по своей природе, в первую очередь, нравственна: Ц. волновало нравственное и духовное обновление в Цюрихе для приведения его в соответствие с духом Нового Завета, а не какая-либо доктрина оправдания. Его не интересовал вопрос о том, как отдельный человек мог найти милостивого Бога. Лютеровский акцент на оправдании верой отсутствует у Ц. Однако разногласия между ними по поводу этой доктрины касались не только акцентов, но и самой сути. Ц., например, рассматривал Христа как внешний нравственный образец, не присутствующий лично в верующем. Неверно было бы утверждать, что существует оправдание трудами — т. е., что благодаря человеческим достижениям можно приобрести спасение. Ранние сочинения Ц. проникнуты приоритетом нравственного обновления над спасением. В течение 1520-х идеи Ц. об оправдании начинают приближаться к идея Лютера. Возможно, это связано со знакомством Ц. с сочинениями последнего. (Хотя принципиальные разногласия и оставались.) Для Лютера Священное Писание объявляет об обещаниях Божьих, которые успокаивают и утешают верующего; основным предназначением Писания является повествование и провозглашение того, что сделал Бог во Христе для греховного человечества. Для Ц. Священное Писание несет в себе ряд нравственных требований, которые выдвигает Бог перед верующими; его основным предназначением является указание на то, что должно делать человечество в ответ на пример, данный Христом.
Ц. начал свое пасторское служение в Цюрихе 1 января 1519. Это служение почти завершилось в августе того же года, когда Цюрих подвергся эпидемии чумы: по крайней мере один из четырех, а, возможно, и каждый второй житель Цюриха умер с августа 1519 по февраль 1520. В пасторские обязанности Ц. входило утешение умирающих, что, естественно, требовало контакта с больными. Находясь вблизи умирающих, Ц. полностью осознавал, что его жизнь находится в руках Божьих. Известен поэтический отрывок "Чумная песнь", принадлежащий перу Ц., который датирован осенью 1519. В нем изложены размышления Ц. о своей судьбе; отсутствуют воззвания к святым или предположения о заступничестве Церкви. Вместо этого очевидна твердая решимость принять все, что Бог пошлет человеку. Ц. готов принять все, что Бог положит ему в удел: "Делай по воле Твоей, Ибо я ни в чем не испытываю недостатка. Я — Твой сосуд, готовый быть спасенным или уничтоженным". Для Ц. вопрос о всемогуществе Божьем не был чисто академическим, богословие Ц. было почти полностью сформировано его ощущением абсолютного Божественного суверенитета и полной зависимости человечества от Его воли. Мысль об абсолютном суверенитете Божьем была развита Ц. в его доктрине Провидения и особенно в его проповеди "О Провидении". Спасение или осуждение отдельного человека всецело зависят от Бога, который свободно судит с точки зрения вечности. Акцент, делаемый Ц. на Божественном всемогуществе и человеческом бессилии, в конечном итоге, видимо, был усвоен из писаний ап. Павла, подкреплен чтением Сенеки и наделен экзистенциальным значением впоследствии близкого личного столкновения со смертью в августе 1519. Для Ц. Священное Писание является, в первую очередь, Законом Божим, кодексом поведения, содержащим требования, выдвигаемые суверенным Богом Своему народу. Программа реформ, начатая Ц. в Цюрихе в 1519, была, по существу, гуманистической. Характер использования им Писания является глубоко эразмианским, как и его проповеднический стиль, хотя его политические взгляды носили окраску швейцарского национализма, который Эразм отвергал как таковой. Более важным является то, что Реформация рассматривалась ими как образовательный процесс, что отражало взгляды как Эразма, так и швейцарских гуманистических братств. В письме к своему коллеге Миконию, датированном 31 декабря 1519, Ц., подводя итог первому году своего пребывания в Цюрихе, объявил, что его результатом явилось то, что "в Цюрихе появилось более двух тысяч более или менее образованных людей". Однако письмо от 24 июля 1520 уже рисует образ Ц., признающего неудачу гуманистической концепции Реформации: для успеха Реформации требовалось нечто большее, чем трансформация образовательных взглядов. Судьба человечества вообще и Реформации в частности определялась Божественным Провидением. Бог, а не человечество, является основным действующим лицом процесса Реформации. Этот скептицизм по поводу жизненности гуманистической программы реформ был обнародован в марте 1515, когда Ц. опубликовал свой "Комментарий об истинной и ложной религии". Ц. обрушился на две идеи, которые занимали центральное место в эразмианской программе реформ — на идею о "свободной воле", которую Эразм настойчиво защищал в 1524, и на предположение о том, что образовательные методы могли реформировать порочное и греховное человечество. По мнению Ц., требовалось провиденциальное Божественное вмешательство, без которого истинная Реформация была невозможна. О реформах Ц. см. также Реформация, Таинства.
Поделиться: