Цвет - это...

ЦВЕТ — свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; свойства света, проходящего через окрашенную среду, воспринимать ее окраску. Это в широком смысле слова.

В узком смысле под цветом понимают цветовой тон, определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка.

Символика цвета основана на полярности двух групп цветов: теплого цвета, связанного с процессами ассимиляции, активности, и холодного, связанного с процессами диссимиляции, пассивности — так определяют цветовую символику специалисты. К первой группе они относят цвета: оранжевый, красный, белый и желтый; ко второй группе — голубой, черный, фиолетовый и синий.

Цветовая символика используется в богослужении и алхимии. Каждой из сфер человеческой деятельности присущи свои цвета, которые, по сути дела, характеризуют и очерчивают ту область, в которой и прикладывают свои усилия и священники, и алхимики, и многие другие.

Порой даже в цветах одежды подчеркивается принадлежность к той или иной профессиональной группе. Сам род деятельности накладывает отпечаток на подбор цвета: профессии гармонируют только с определенными цветами, благодаря цвету подчеркивается взаимосвязь, например между лесником или военным, с той сферой — природной или человеческой, — в которой они вращаются.

Символика определяется аналогией между интенсивностью цвета — цветовым тоном, определяемым его местом между черным и белым на цветовой шкале, и символикой уровня, — данная констатация требует серьезного объяснения. Здесь речь идет о соотношении одних цветов с различными категориями эмоций — от простых до самых сложных. Например: зеленый — подавление, эгоизм, депрессия, инертность, т. е. все, что увязывают с увяданием живого; фиолетовый — ностальгия и память; желтый — атрибут солнца, великодушия, интуиции и интеллекта; оранжевый — гордость и амбиции; красный — страсть, чувственность, внутренние силы; пурпурный — духовность и величие.

Праздники и траур также окрашиваются в разные цвета, причем цвета траура неодинаковы в различных странах. В России — зеленый, на островах Полинезии — яркие (красный, желтый) цвета, в Европе — красный, на Востоке — белый.

Алхимический подход к понимаю цвета связан с символом духовного развития. Цветовые ряды свидетельствуют о духовном восхождении — о переходе от одного качества в другое, от одного цвета к другому, с возможностью через цветовую комбинацию выстроить лесенку интеллектуальной эволюции. Восходящая духовная последовательность имеет свой цветовой ряд — зеленый — белый — красный, выражающий веру, надежду и любовь.

Принцип цветового дуализма лежит в основе многих символов. Но главные заключены в сочетании белого и черного. Еще со средневековых времен черный цвет означал грехопадение, белый — чистоту. Добавленный к этой паре красный символизировал любовь и милосердие.

Лилия и роза (белое и красное) — мистические символы. Эти цвета обозначают еще и взаимоотношения мужского и женского.

В алхимии своя классификация цвета, имеющая следующую последовательность: желтый, голубой, зеленый, черный, белый, красный, золотой. Цветовой гамме предписано радовать глаз, давать возможность отвлекать человека от повседневных забот и тревог, приближать его к миру прекрасного, к природной первооснове. Это уже символы скорее социального и психологического ряда, однако без них не обходится ни одно общество, ни одна цивилизация.

История древнейших государств подтверждает наши гипотезы: в Египте стремились к удачному сочетанию цветов во внутренней отделке домов, считая, что тем самым создаются условия для более продолжительной жизни, сохранения здоровья и душевного покоя. Именно на цвет одеяния Будды обращали внимание его ученики, последователи и неофиты. Белый цвет свидетельствовал о спокойствии самого Будды, об умиротворении, которое окружало его имя. В Риме превалировал красный цвет, напоминавший обывателю о победах в военных баталиях, которыми была богата его история.

Цвет, таким образом, превращался в неизменный атрибут всей человеческой жизни — от рождения до самой смерти, когда на могилу умершего возлагают яркие цветы.

Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Демонология эпохи Возрождения (XVI— XVII вв.). М., 1995.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
в каббале цвет связан с классификацией гениев. Голубой цвет – это цвет идеалистов и мечтателей красный – людей страстных и предпочитающих материальные ценности желтый – людей, склонных к фантазиям и капризам любители зеленого зачастую склонны к коммерции и ремеслам любители...
Философский словарь
одно из основных средств изобразительного искусства, помогающее воссоздать красочное многообразие материальиых свойств реального мира. Наиболее полно цвет (в единстве со светотенью) раскрывается в живописи. С помощью цвета художник передает, а зритель воспринимает тончайшие...
Библейская энциклопедия Брокгауза
Цвет см Краска, цвет
Библейская энциклопедия Брокгауза
1) результаты археол исследований культур древних цивилизаций в долинах Нила, Тигра и Евфрата свидет-вуют о том, что технология изготовления К в ту эпоху была на довольно высоком уровне Поэтому не удивительно, что в Библии имеются сведения о К, не всегда, правда, согласующиеся...
Психологическая энциклопедия
(англ. color). Термин Ц. используется во многих областях знаний и в каждой из них определяется по-разному. Напр., физики используют слово Ц. для обозначения монохроматического (или узкополосного) излучения. (Ср.: Призма разлагает белый свет на цветные лучи, - писал С. И. Вавилов...
Психологическая энциклопедия
Субъективное ощущение, связанное со светом. Восприятиецвета зависит от трех компонентов физической энергии: длины волн, чистоты и интенсивности. Длина волны соответствует психологическому качеству тона (или, что неспециалисты называют "цветом"), светлость – насыщенности и...
Психологическая энциклопедия
Любой из двух цветов, который может быть дополнительно примешан к предъявляемому ахроматическому серому. Схематично тона дополнительных цветов располагаются в противоположных местах цветового круга. См. смешивание цветов и цветного зрения, теории. Также известны под названием...
Психологическая энциклопедия
См. цвет-пленка.
Психологическая энциклопедия
См. тембр.
Психологическая энциклопедия
- световые лучи, энергетические волны, воспринимаемые и различаемые глазом и играющие важную роль в культурном и психическом мировосприятии людей.Свет возникает в связи с взаимодействием связанных общим ядром атома и свободных электронов. Это электромагнитное, тепловое излучение...

Поделиться:

Реклама