Ценность - это...
ЦЕННОСТЬ - термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту Ц задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека (любого другого социального субъекта) Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер Они трактуются как порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы (Франкл трактовал сами Ц как смыслы и через них (или "напрямую") стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и тд (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире) Ц позволяют простраивать системы ценностных отношений в социуме, конституируют процессы оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов) Понятие Ц играет центральную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения (телеологической причинности) В этом отношении Ц, обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить мир сущего ("данность" с ее ресурсными ограничениями) и мир должного (независимо от ресурсных ограничений) и структурировать будущее как преодоление наличных условий, как мир ценностнообоснованных целей (не обязательно достижимых, но всегда определяющих вектора изменений и развития как возможный мир (возможные миры) Одновременно Ц вносят "метафизическое измерение" в мир человеческого бытия - они всегда абсолютны как самодостаточные сущности, как кладущие "пределы" изменчивости, как "последние аргументы", не подлежащие обсуждению и оспариванию, в силу своей безусловности "Метафизичность" Ц усиливается, если они при этом трактуются как внеисторические (существующие в пространстве культуры) и (или) трансцендентные, что позволяет полагать систему религиозных отношений В силу того, что Ц непосредственно "не даны" и "не пред-ставимы" они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов Прежде всего - через нормы В литературе существуют как традиция противо-поставления норм и стоящих за ними Ц, так и традиция сближения Ц и норм, вплоть до их отождествления (прежде всего с "мягкими" дозволяющими нормами с практически снятым императивом; в этом случае их чаще называют нор-мами-ориентациями и противопоставляют нормам-регламен-тациям, иначе - "жестким" те приписывающим или запрещающим нормам с акцентированным императивом) Последняя традиция заметна у Знанецкого, в социологическом функционализме Фактически с собственно понятием Ц в социологии (во всяком случае, в "классической") на прикладном уровне, как правило, не работают С ним без достаточных на то оснований соотносят понятие ценностной ориентации, которое, в свою очередь, конструируют (в конечном счете) из оценок, даваемых индивидами кому-либо или чему-либо Основная методологичееская нагрузка понятия Ц в теории социологии (опять же традиционно понимаемой) - абсорбировать неформализуемые в основном аппарате теории (например, функционализме) содержания, обнаруживаемые как иманентные в социальных системах, или служить объяснительным принципом наблюдаемых фактов, противоречащих схеме концепции (например, для объяснения несовпадения реального ролевого поведения с предписываемым) Конструктивность же понятия Ц в классической социологии связана прежде всего с разработкой типологий Ц на уровне "идеальных типов", что обеспечивает работу по созданию эмпирических типологий В этих случаях Ц определяется как любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость (Я Щепаньский), или как то, к чему стремятся как к цели, или рассматривают как средство достижения цели (НЗ Чавчавадзе), или как предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, те способностью удовлетворять его потребности (АА Ручка) и тд Типологически Ц разделяются на Ц-цели, Ц-средства (инструментальные Ц), ситуативные ЦЦ могут быть: признанными (институционализированными), причем к ним могут как стремиться, так и не стремиться; непризнанными, но действительными; потенциальными По объекту направленности различают Ц направленные: на себя, на других, на предмет, на природу, на Бога и тд В "неклассической" социологии, начиная с понимающей социологии, проблема Ц - одна из центральных На современном этапе ее развития ценностная проблематика связывается прежде всего с анализом разных типов рациональности и их представлен-ности в коммуникативных и дискурсных практиках социальных субъектов
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: