Трубецкой - это...

• ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863-1920) - русский религиозный философ, правовед, общественный деятель Окончил Московский университет (1885) Преподавал в ряде университетов, профессор Московского университета (с 1906) Инициатор и участник книгоиздательства "Путь" (1910-1917) Основные сочинения: "Философия Ницше" (1904); "История философии права" (1907); "Социальная утопия Платона" (1908); "Миросозерцание Вл С Соловьева" (тт 1-2, 1913); "Умозрение в красках" (1915); "Два мира в древнерусской иконописи" (1916); "Метафизические предположения познания Опыт преодоления Канта и кантианства" (1917); "Смысл жизни" (1918) и др Князь Т активно участвовал с либеральных и антимаксималистских позиций в политической жизни страны, рассматривая свою деятельность в качестве нравственного долга Преодолев юношеское увлечение позитивизмом и атеизмом, Т (под влиянием идей Шопенгауэра) приходит к религиозной теме и, в конечном счете, становится сторонником философии всеединства Соловьева, с которым его связывали отношения близкой дружбы и миросозерцанию которого он посвятил фундаментальное исследование Идеи Соловьева уточнялись Т в контексте особенностей новой исторической эпохи Не принимая ни панлогизма (Гегель), ни субъективистского алогизма (Бердяев, частично Флоренский), Т стремился строить свою философию (называя ее логизмом) как доказательство сугубой разумности безусловного бытия Центральной для Т была тема неизменного и вечного смысла жизни Онтологические основания решения проблемы выявляются Т в концепции абсолютного сознания, продолжающей и уточняющей интуицию всеединства В Соловьева Исключение сознания из абсолютного бытия равнозначно его уничтожению "Истина есть всеединое сознание, а не всеединое сущее", ибо Абсолют, не являясь сущностью всего в мире, объемлет мир не только сознательно, но и предвечно как всезнание, всеведение и всевидение, что делает возможной процессуальность бытия Такая установка вызвала преимущественное внимание Т к гносеологическим проблемам с целью нахождения средств разрешения антиномии вечного и временного в познании (и бытии) Критически оценивая кантианство, Т считает, что нужно от гносеологизма психологической школы немецкого идеализма перейти к метафизическому оправданию познания, опирающегося на отмеченное выше понимание всеединого, что и позволит найти ответ на вопрос "как возможно сознание?" Материал познания весь во времени, но истина о нем в вечности и потому познание возможно как органическое единство мысли человеческой и абсолютной, когда искание истины есть попытка найти безусловное сознание (или откровение как сознание иного) в моем сознании; в единстве Истины человеческий ум должен обнаружить свое единство - истинную и подлинную норму разума, состояние которого не антиномизм (Флоренский), а противоречивость Чем выше поднимается человек, переживая множество планов бытия и разрешая (с помощью вечно пребывающих в истине законов логики) противоречия, тем ярче светит ему единая и всецелая истина; торжество же всеединого смысла над бессмыслицей обнаруживаются при полном упразднении грани между потусторонним и посюсторонним, что удостоверяется верой Основой различения истинного и ложного должен стать "Иоаннов критерий": всякая мысль должна быть проверена сопоставлением на соответствии реальности боговоплощения с тем, чтобы Богочеловечество было началом логической связи всех наших мыслей о вере При этом "в безусловном сознании надо искать не объяснение происхождения нашего сознания, а обоснование его достоверности" С помощью концепции абсолютного сознания Т преодолевает присущую философии всеединства пантеистическую тенденцию Бог является центром и смыслом эволюции, но не ее субъектом и закрыт от нас миром как сущим становящимся, что и открывается нам в опыте, который, при всей данности в нем безусловного, не выводит человека за пределы мира, вовлекая его, тем не менее, в силу законченности времени во всеедином сознании в жизненное общение с Богом Эту связь Т раскрывает через понятие Софии, которую, в отличие от Соловьева, он интерпретирует не как сущность мира, а как норму, идеальный первообраз, находящийся вне мира, и который человек волен принять или отвергнуть Особенно ярко София воплощена в иконе - "умозрении в красках" Восхождение к абсолютному сознанию позволяет разрешить основное противоречие бытия человека, абсолютного в возможности и ничтожного в действительности Осознание бессмысленности "бесконечного круга всеобщей суеты" предполагает существование "круга бесконечной полноты", о чем свидетельствует тоска по всеединству, совесть Пересечение горизонтального и вертикального направлений жизненных стремлений символизируется крестом Крестный путь к Богу и есть смысл жизни отдельного человека и человечества как достижение идеальной полноты бытия или совершенного Богочеловечества, надежды всей твари Ряд работ Т посвятил философскому анализу судьбы России, пси-холегии русского народа, духовных причин катастрофы 1917 Подвергая резкой критике идеи русского мессианства, Т подчеркивает, что вместе с другими народами русский народ должен выполнять общее христианское дело на пути к всеединству Желаемое народом "иное царство" имеет смысл лишь как категория духовная, а не вульгарно-материальная


Поделиться:

Реклама