Трипитака - это...

ТРИПИТАКА (досл. — "три корзины") — палийский канон — полный свод священных текстов буддизма. Санскритская версия Т. сохранилась в гораздо менее полном объеме и известна главным образом в переводах на китайский и тибетский языки. Учение Будды транслировалось на пракритах, местных диалектах упрощенного санскрита, к которым относится и язык пали. Более 500 лет учение Будды существовало в устной традиции и только в конце 1 в. до н. э. было записано на языке пали на о-ве Ланка (Ланкадвипа, современный остров Шри-Ланка). Палийский же канон в его полном объеме был создан в 5 в. н. э.

Анализ палийского канона Т., проделанный многими учеными, позволяет реконструировать технику и этапы его формирования. Т. состоит из трех частей: Виная-питака, Сутта-питака, Абхадхамма-питака.

Виная-питака (дисциплинарные правила для монахов) включает три раздела: Суттавибханга, Кхандхака, Паривара. Суттавибханга содержит 227 правил поведения для монахов (Патимоккха) (см. Сангха) и свыше 300 — для монахинь. Раздел Кхандхака состоит из двух подразделов — Махавагга и Чуллавагга. В Махавагге перечисляются правила вхождения в буддистскую общину, последовательность ряда ритуалов и чтения разделов Патимоккхи, правила монашеской жизни во время дождливого сезона, порядок распределения одежды среди монахов на церемониях, способы наказания, в том числе за ересь. Чуллавагга содержит перечень проступков перед сангхой, ведущих к исключению из нее, а также условия восстановления в статусе монаха: правила омовения, одевания, пользования предметами обихода, перечисляются типы ересей, степени учености: излагается история первого собора в Раджагрихе и второго — в Вайшали. Раздел Паривара является катехизисом для монахов, в нем классифицируются дисциплинарные правила.

Сутта-питака — изречения и проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды. Поэтому любая сутта начинается со слов: "Так я слышал, однажды...", затем называется место, где произносилась сутта, и нередко перечисляются присутствующие (архаты, цари, боги и т. д.). В Сутта-питаке пять разделов — Дигха (собрание пространных поучений), Мадждхима (собрание средних поучений), Самьютта (собрание связанных поучений), Ангуттара (собрание поучений, большее на один член), Кхуддака (собрание малых сочинений). Дигха-никая состоит из 34 сутт, разделенных на три раздела: Силаккхандха, Маха, Патика. В разделе Силаккхандха рассказывается, каким образом выявляются ложные рассуждения о природе бытия и самости; об истинных путях к просветлению: о бесполезности знания Вед и брахманских методов спасения: о вреде демонстрации сверхъестественных способностей; о сущности морали, самадхи, мудрости. Раздел Маха посвящен главным образом медитации как способу познания: в нем же находится знаменитая сутра Махапариниббана, повествующая о смерти Будды и переходе его в состояние нирваны. В разделе Патика осуждается аскетизм; излагается история чакравартина (всемирного правителя); обсуждается вопрос о происхождении веры; дается классификация типов людей и нормы поведения для мирянина; излагается учение Будды в понимании его учеником Сарипуттой. Мадждхима-никая состоят из 152 сутт, разделенных на 15 разделов. В них Будда поучает своих учеников, монахов, мирян, знатных и незнатных, земные и небесные существа, каким образом отличать добрые дела от недостойных, как контролировать свои мысли, слова и поступки; к чему приводит гнев и ненависть; что такое дхамма (см. Дхарма), невежественное и просветленное сознание; объясняет сущность дуккхи, бодхисаттвы, нирваны и пр. Несколько сутт посвящены спорам Будды с джайнами, изложению учения Будды в толковании Шарипутры, Пунны, Моггалланы и других его учеников. Самьютта-никая состоит из 2889 сутт, соединенных в 56 групп (самьютта), которые разделены на 5 разделов: Сагатха, Нидана, Кхандха, Салаятана, Маха. В разделе Сагатха повествуется о трудностях, которые приходится преодолевать тем, кто становится на восьмеричный путь (см. Благородный Восьмистадийный Путь). В разделе Нидана объясняется сущность закона зависимого происхождения. Раздел Кхандха посвящен изложению сущности скандх, составляющих самость человека и способы освобождения от этих скандх, привязывающих личность к "колесу жизни". Раздел Салаятана объясняет характер функционирования шести органов (глаза, уши, язык, нос, тело, мысль), порождающих желания, и способы преодоления таких желаний, вызывающих неудовлетворенность и страдания. В разделе Маха описываются последние шаги по восьмеричному пути, ведущие к освобождению, просветлению, нирване. Ангуттара-никая включает 2308 сутт, разделенных на 11 групп (нипата), каждая нипата делится на разделы, содержащие по 10 или более сутт. Первая группа — описание единичных явлений: мысль, любовь, добро, Будда и др. Вторая группа содержит рассуждения о парных явлениях: два вида кармы, обученный — необученный, правильный — ложный. Третья — о тройственных характеристиках и т. д. В одиннадцатой группе излагаются 11 видов счастья, путей, ведущих к нирване и добру; 11 негативных характеристик пастуха и монаха. Кхуддака-никая состоит из более чем 2200 историй, поучений, афоризмов, разделенных на 15 сборников. Первый сборник — Кхуддака-патха ("Собрание кратких положений") включает три раза повторяемую формулу "Я ищу убежище в Будде, я ищу убежище в дхарме, я ищу убежище в сангхе"; пять повседневных заповедей буддиста: "не убей, не воруй, не лги, не прелюбодействуй, не пей спиртного"; 10 вопросов к послушнику; знаменитую сутту — благословение (мангала); поэму о трех драгоценностях — Будде, дхарме, сангхе; формулы передачи религиозных заслуг (пунья) духам умерших родственников; поэму об истинной дружбе и др. Следующее сочинение — Дхаммапада, в которой собраны 423 наиболее важных изречения из различных текстов палийского канона. Согласно традиции, Дхаммапада содержит все учение и постигается в первую очередь сердцем, а не разумом. Дхаммапада — настольная книга буддистов. Удана содержит 80 важных изречений Будды, изложенных в стихах и в прозе. Итивуттака включает 112 сутт, посвященных объяснению сущности гнева, страсти, гордости, похоти и других негативных состояний, которым противопоставляются дружелюбие, милосердие, скромность, справедливость и т. д. Сутта-нипата, содержащая 71 поучение, описывает эпизоды жизни Будды, его проповеди о преодолении эгоцентризма, жадности, ненависти, заблуждений, ведущих к созданию неблагоприятной кармы. Поучения обращены к монахам, мирянам, королям, божествам. В этих суттах отражена общественная и религиозная жизнь Древней Индии, споры по морально-нравственным вопросам между представителями разнообразных религиозных учений. Имеются сведения неисторического характера о рождении царевича Гаутамы, о его уходе из мирской жизни, о царе Магадхи Бимбисаре, принявшем буддизм, и т. п. Вимана-ваттху и Пета-ваттху посвящены описанию одиннадцати уровней существования камалоки. Вимана-ваттху, содержащая 85 поэм, рассказывает о том, как происходит накопление религиозных заслуг, улучшающих карму, что ведет к возрождению на верхних небесных уровнях. Затем описывается жизнь на небесных уровнях существования. Пета-ваттху, включающая 51 поэму, повествует о жизни на низших уровнях, где существа лишены разума и страдают до тех пор, пока не иссякнет негативное действие кармы. Затем следуют два собрания сутт: Тхера-гатха и Тхери-гатха, воспевающие подвиг монахов и монахинь, отказавшихся от мирской суеты ради достижения просветления. Тхера-гатха содержит 264 поэмы, Тхери-гатха — 73 поэмы. Назначение этих поэм — вдохновить мирян на религиозные подвиги. "Джатака" — рассказы о 550 жизнях царевича Гаутамы, предшествующих его последнему рождению на земле. По существу, это собрание сказок и легенд различных народов Азии, положительные герои которых отождествляются с бодхисаттвой, т. е. Гаутамой. В странах Юго-Восточной Азии три последние джатаки выделены в сборник Вессантара-джатака. Ниддеса — сборник комментариев на некоторые разделы Сутта-нипаты, приписываемые ученику Будды Сарипутте. В суттах Патисамбхидамагга анализируются различные концепции, касающиеся знания, морали, медитации и т. д. Ападана — стихотворные рассказы о различных перерождениях известных монахов и монахинь. Буддхаванса — поэтическое изложение жизни 24 будд, которые предшествовали Будде Шакьямуни. Традиция приписывает их самому Будде. Они связаны общей фабулой жизни Будды: от его предшествующей жизни при будде Дипанкара, жизни на небе до просветления под деревом бодхи. Чария-питака (последнее собрание Кхуддака-никаи) содержит 35 историй из Джатаки. Эти истории в стихах иллюстрируют семь из десяти совершенств Будды.

Абхидхамма-питака состоит из семи трактатов, в которых систематизированы все положения учения, изложенного в Сутта-питаке. Первый трактат Дхаммасангани содержит классификацию элементов бытия (дхамм), определяемых как моральные факторы, присущие физическому телу, психологическому и умственному состоянию, которые проявляются в процессе медитации. Вибханга — объяснение природы скандх и путей их преодоления. Катхаватту — полемический трактат, содержащий критику 18 ранних школ буддизма и защищающий мировоззрение тхеравады. Пуггала-паньнятти — анализ личностей, подверженных вожделениям, ненависти и заблуждениям, и их классификация. Дхатукатха объясняет расположение дхарм, зависимых от скандх и шести органов чувств (аятана). Ямака устанавливает бинарные группы и анализирует соответствующие дхаммы с позиции возможности или невозможности атрибутирования им того или иного свойства. Паттхана содержит обсуждение закона зависимого происхождения. Палийский канон включает около 8000 историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов, а с учетом комментариев на каждый текст более 15 000 повествований в прозе и стихах.

Весь этот огромный объем информации передавался изустно в течение 500 лет, или 20—30 поколений, ибо на заучивание всех текстов наизусть у выдающихся монахов уходит от 20 до 25 лет. Время от времени монахи, особенно относящиеся к школе тхеравада, собирались на Соборы (см. Сангити), на которых проверялись и восстанавливались по памяти все тексты канона и комментарии к ним. Существовала целая система перекрестных перепроверок точности сохранения каждого слова учения. В частности, на Соборах, состоявшихся в 1 в. до н. э. и в 5 в. н. э., в проверке текстов принимали участие монахи шести категорий: знающие древние тексты; знающие один из разделов Т.; запомнившие комментарии своих учителей; знатоки комментариев к каноническим текстам; знатоки комментариев к неканоническим текстам; знающие сингальские комментарии.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(санс. «три корзины»): три блока книг буддийского Священного писания, воспринимаемого верующими как свод откровений Будды в изложении его учеников. В 1871 г. в Мандалае (Бирма) собор из 2400 монахов утвердил единый текст Трипитаки, который был вырезан на 729 плитах мемориала в...
Философский словарь
(Санскр.) Букв., "три корзины", название буддийского канона. Состоит из трех частей: (1) учение; (2) предписания и законы для жречества и аскетов; (3) философские трактаты и метафизика: то есть, Абхидхарма - по определению Буддагхоши, тот закон (дхарма), который выходит за...
Философский словарь
(санскр. - 3 корзины) - наиболее ранний и полный сборник будд. релит. канонич. лит-ры, выдаваемый за откровения Будды в изложении его учеников. В течение веков эти откровения передавались изустно, впервые, по легенде, получили лит. оформление в 1 в. до и. э. Т. состоит из 3...
Теософский словарь Е.П. Блаватской
(Санскр.) Букв., «три корзины», название буддийского канона. Состоит из трех частей: (1) учение; (2) предписания и законы для жречества и аскетов; (3) философские трактаты и метафизика: то есть, Абхидхарма - по определению Буддагхоши, тот закон дхарма( который выходит за...
Словарь символов
См. корзина.

Поделиться:

Реклама

Критерии и этапы подбора персонала hr-metod.com.