Трипитака - это...
ТРИПИТАКА (досл. — "три корзины") — палийский канон — полный свод священных текстов буддизма. Санскритская версия Т. сохранилась в гораздо менее полном объеме и известна главным образом в переводах на китайский и тибетский языки. Учение Будды транслировалось на пракритах, местных диалектах упрощенного санскрита, к которым относится и язык пали. Более 500 лет учение Будды существовало в устной традиции и только в конце 1 в. до н. э. было записано на языке пали на о-ве Ланка (Ланкадвипа, современный остров Шри-Ланка). Палийский же канон в его полном объеме был создан в 5 в. н. э.
Анализ палийского канона Т., проделанный многими учеными, позволяет реконструировать технику и этапы его формирования. Т. состоит из трех частей: Виная-питака, Сутта-питака, Абхадхамма-питака.
Виная-питака (дисциплинарные правила для монахов) включает три раздела: Суттавибханга, Кхандхака, Паривара. Суттавибханга содержит 227 правил поведения для монахов (Патимоккха) (см. Сангха) и свыше 300 — для монахинь. Раздел Кхандхака состоит из двух подразделов — Махавагга и Чуллавагга. В Махавагге перечисляются правила вхождения в буддистскую общину, последовательность ряда ритуалов и чтения разделов Патимоккхи, правила монашеской жизни во время дождливого сезона, порядок распределения одежды среди монахов на церемониях, способы наказания, в том числе за ересь. Чуллавагга содержит перечень проступков перед сангхой, ведущих к исключению из нее, а также условия восстановления в статусе монаха: правила омовения, одевания, пользования предметами обихода, перечисляются типы ересей, степени учености: излагается история первого собора в Раджагрихе и второго — в Вайшали. Раздел Паривара является катехизисом для монахов, в нем классифицируются дисциплинарные правила.
Сутта-питака — изречения и проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды. Поэтому любая сутта начинается со слов: "Так я слышал, однажды...", затем называется место, где произносилась сутта, и нередко перечисляются присутствующие (архаты, цари, боги и т. д.). В Сутта-питаке пять разделов — Дигха (собрание пространных поучений), Мадждхима (собрание средних поучений), Самьютта (собрание связанных поучений), Ангуттара (собрание поучений, большее на один член), Кхуддака (собрание малых сочинений). Дигха-никая состоит из 34 сутт, разделенных на три раздела: Силаккхандха, Маха, Патика. В разделе Силаккхандха рассказывается, каким образом выявляются ложные рассуждения о природе бытия и самости; об истинных путях к просветлению: о бесполезности знания Вед и брахманских методов спасения: о вреде демонстрации сверхъестественных способностей; о сущности морали, самадхи, мудрости. Раздел Маха посвящен главным образом медитации как способу познания: в нем же находится знаменитая сутра Махапариниббана, повествующая о смерти Будды и переходе его в состояние нирваны. В разделе Патика осуждается аскетизм; излагается история чакравартина (всемирного правителя); обсуждается вопрос о происхождении веры; дается классификация типов людей и нормы поведения для мирянина; излагается учение Будды в понимании его учеником Сарипуттой. Мадждхима-никая состоят из 152 сутт, разделенных на 15 разделов. В них Будда поучает своих учеников, монахов, мирян, знатных и незнатных, земные и небесные существа, каким образом отличать добрые дела от недостойных, как контролировать свои мысли, слова и поступки; к чему приводит гнев и ненависть; что такое дхамма (см. Дхарма), невежественное и просветленное сознание; объясняет сущность дуккхи, бодхисаттвы, нирваны и пр. Несколько сутт посвящены спорам Будды с джайнами, изложению учения Будды в толковании Шарипутры, Пунны, Моггалланы и других его учеников. Самьютта-никая состоит из 2889 сутт, соединенных в 56 групп (самьютта), которые разделены на 5 разделов: Сагатха, Нидана, Кхандха, Салаятана, Маха. В разделе Сагатха повествуется о трудностях, которые приходится преодолевать тем, кто становится на восьмеричный путь (см. Благородный Восьмистадийный Путь). В разделе Нидана объясняется сущность закона зависимого происхождения. Раздел Кхандха посвящен изложению сущности скандх, составляющих самость человека и способы освобождения от этих скандх, привязывающих личность к "колесу жизни". Раздел Салаятана объясняет характер функционирования шести органов (глаза, уши, язык, нос, тело, мысль), порождающих желания, и способы преодоления таких желаний, вызывающих неудовлетворенность и страдания. В разделе Маха описываются последние шаги по восьмеричному пути, ведущие к освобождению, просветлению, нирване. Ангуттара-никая включает 2308 сутт, разделенных на 11 групп (нипата), каждая нипата делится на разделы, содержащие по 10 или более сутт. Первая группа — описание единичных явлений: мысль, любовь, добро, Будда и др. Вторая группа содержит рассуждения о парных явлениях: два вида кармы, обученный — необученный, правильный — ложный. Третья — о тройственных характеристиках и т. д. В одиннадцатой группе излагаются 11 видов счастья, путей, ведущих к нирване и добру; 11 негативных характеристик пастуха и монаха. Кхуддака-никая состоит из более чем 2200 историй, поучений, афоризмов, разделенных на 15 сборников. Первый сборник — Кхуддака-патха ("Собрание кратких положений") включает три раза повторяемую формулу "Я ищу убежище в Будде, я ищу убежище в дхарме, я ищу убежище в сангхе"; пять повседневных заповедей буддиста: "не убей, не воруй, не лги, не прелюбодействуй, не пей спиртного"; 10 вопросов к послушнику; знаменитую сутту — благословение (мангала); поэму о трех драгоценностях — Будде, дхарме, сангхе; формулы передачи религиозных заслуг (пунья) духам умерших родственников; поэму об истинной дружбе и др. Следующее сочинение — Дхаммапада, в которой собраны 423 наиболее важных изречения из различных текстов палийского канона. Согласно традиции, Дхаммапада содержит все учение и постигается в первую очередь сердцем, а не разумом. Дхаммапада — настольная книга буддистов. Удана содержит 80 важных изречений Будды, изложенных в стихах и в прозе. Итивуттака включает 112 сутт, посвященных объяснению сущности гнева, страсти, гордости, похоти и других негативных состояний, которым противопоставляются дружелюбие, милосердие, скромность, справедливость и т. д. Сутта-нипата, содержащая 71 поучение, описывает эпизоды жизни Будды, его проповеди о преодолении эгоцентризма, жадности, ненависти, заблуждений, ведущих к созданию неблагоприятной кармы. Поучения обращены к монахам, мирянам, королям, божествам. В этих суттах отражена общественная и религиозная жизнь Древней Индии, споры по морально-нравственным вопросам между представителями разнообразных религиозных учений. Имеются сведения неисторического характера о рождении царевича Гаутамы, о его уходе из мирской жизни, о царе Магадхи Бимбисаре, принявшем буддизм, и т. п. Вимана-ваттху и Пета-ваттху посвящены описанию одиннадцати уровней существования камалоки. Вимана-ваттху, содержащая 85 поэм, рассказывает о том, как происходит накопление религиозных заслуг, улучшающих карму, что ведет к возрождению на верхних небесных уровнях. Затем описывается жизнь на небесных уровнях существования. Пета-ваттху, включающая 51 поэму, повествует о жизни на низших уровнях, где существа лишены разума и страдают до тех пор, пока не иссякнет негативное действие кармы. Затем следуют два собрания сутт: Тхера-гатха и Тхери-гатха, воспевающие подвиг монахов и монахинь, отказавшихся от мирской суеты ради достижения просветления. Тхера-гатха содержит 264 поэмы, Тхери-гатха — 73 поэмы. Назначение этих поэм — вдохновить мирян на религиозные подвиги. "Джатака" — рассказы о 550 жизнях царевича Гаутамы, предшествующих его последнему рождению на земле. По существу, это собрание сказок и легенд различных народов Азии, положительные герои которых отождествляются с бодхисаттвой, т. е. Гаутамой. В странах Юго-Восточной Азии три последние джатаки выделены в сборник Вессантара-джатака. Ниддеса — сборник комментариев на некоторые разделы Сутта-нипаты, приписываемые ученику Будды Сарипутте. В суттах Патисамбхидамагга анализируются различные концепции, касающиеся знания, морали, медитации и т. д. Ападана — стихотворные рассказы о различных перерождениях известных монахов и монахинь. Буддхаванса — поэтическое изложение жизни 24 будд, которые предшествовали Будде Шакьямуни. Традиция приписывает их самому Будде. Они связаны общей фабулой жизни Будды: от его предшествующей жизни при будде Дипанкара, жизни на небе до просветления под деревом бодхи. Чария-питака (последнее собрание Кхуддака-никаи) содержит 35 историй из Джатаки. Эти истории в стихах иллюстрируют семь из десяти совершенств Будды.
Абхидхамма-питака состоит из семи трактатов, в которых систематизированы все положения учения, изложенного в Сутта-питаке. Первый трактат Дхаммасангани содержит классификацию элементов бытия (дхамм), определяемых как моральные факторы, присущие физическому телу, психологическому и умственному состоянию, которые проявляются в процессе медитации. Вибханга — объяснение природы скандх и путей их преодоления. Катхаватту — полемический трактат, содержащий критику 18 ранних школ буддизма и защищающий мировоззрение тхеравады. Пуггала-паньнятти — анализ личностей, подверженных вожделениям, ненависти и заблуждениям, и их классификация. Дхатукатха объясняет расположение дхарм, зависимых от скандх и шести органов чувств (аятана). Ямака устанавливает бинарные группы и анализирует соответствующие дхаммы с позиции возможности или невозможности атрибутирования им того или иного свойства. Паттхана содержит обсуждение закона зависимого происхождения. Палийский канон включает около 8000 историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов, а с учетом комментариев на каждый текст более 15 000 повествований в прозе и стихах.
Весь этот огромный объем информации передавался изустно в течение 500 лет, или 20—30 поколений, ибо на заучивание всех текстов наизусть у выдающихся монахов уходит от 20 до 25 лет. Время от времени монахи, особенно относящиеся к школе тхеравада, собирались на Соборы (см. Сангити), на которых проверялись и восстанавливались по памяти все тексты канона и комментарии к ним. Существовала целая система перекрестных перепроверок точности сохранения каждого слова учения. В частности, на Соборах, состоявшихся в 1 в. до н. э. и в 5 в. н. э., в проверке текстов принимали участие монахи шести категорий: знающие древние тексты; знающие один из разделов Т.; запомнившие комментарии своих учителей; знатоки комментариев к каноническим текстам; знатоки комментариев к неканоническим текстам; знающие сингальские комментарии.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: