Трельч - это...

ТРЕЛЬЧ (Trocltch) Эрнст (1865-1923) - немецкий философ и теолог, автор трудов по социологии религии и философии истории С 1894 - профессор в Гейдельберге, с 1915 - в Берлине Основные работы: "Социальное учение христианских церквей и групп" (1912), "Историзм и его проблемы" (1922) и др Противопоставляя историзм и натурализм, Т конституирует предмет истории с помощью понятия индивидуальной тотальности, которую можно определить только через имманентный ее сознанию смыслПонятие индивидуального, введенное романтиками, предполагает применение иного временного масштаба: измерение каждого образования по его собственным идеалам и возможностям Работа историка по символизации и представительству должна иметь своим результатом культурный синтез современности, который обладает и теоретической и практической значимостью одновременно Связь мировоззрения и истории должна быть нормативно и практически обусловлена и должна придать содержание и направление нашей собственной деятельности Коренная историзация мышления произошла, по Т, в эпоху Просвещения вместе с конституированием современного государства и возникновением задач его самопонимания Критическая позиция (или культурное сознание) возникла из освобождения менталитета от церковного мифа и стала частью европейского этоса Место глобальных схем мировой истории занимает конструирование будущего на основе исторически понятого настоящего Вслед за М Вебером с его типами рациональности, Т различает формальную и материальную философию истории Материальная философия истории - мышление о ценностях и полагании ценностей, исходя из истории Это полагание, по Т, не может быть абсолютным Каждое исторически мыслящее время (или субъект) в зависимости от своей позиции формирует смысловое единство, как включающее эту позицию или идущее к ней как к цели Развитие, которое следует отличать от естественнонаучного понятия эволюции и от секуляризованной версии христианской эсхатологии прогресса, также представляет собой целостность, единый процесс жизни, к которому наблюдатель становится в правильное отношение, считая себя его результатом и продолжением Таким образом, философия истории превращается в область этически и культурно понятого ответственного решения Это личное решение, происходящее из ощущаемой, но недоказуемой необходимости Следовательно, его невозможно обосновать чисто рационально или дедуктивно Историческое видение соединяет актуальное и потенциальное, допускает различные варианты последующего становления, но из многообразия и борьбы тенденций выбирает те, что наиболее соответствуют действительности (современности) Исследуя логические, гносеологические, мировоззренческие проблемы исторического знания, Т разрушает рамки, в которых вывод о средствах достижения культурного синтеза мог быть позитивным Свой анализ историчности культурных явлений Т переносит в теологическую плоскость, разрабатывая историческую типологию религиозных групп ("секта", "церковь", "религиозное объединение" и др) Являясь результатом самораспада античности, христианская церковь, согласно Т, спасла государство, общество и культуру в рамках созданной ею собственной организации и сохранила непрерывность между двумя совершенно различными историческими мирами и ступенями развития Посредством этой функции христианство вводит в западный мир религиозно-социологические моменты, не наблюдаемые в других мировых религиях Несоответствие христианства социальным и духовным потребностям современности, отсутствие непосредственной очевидности в его основных религиозных идеях определили его слабость, но, отказывая религиозности в познающем упорядочении действительности, Т не лишает ее статуса значимого элемента этой действительности


Поделиться:

Реклама