Традиция - это...

ТРАДИЦИЯ (лат traditio - передача, придание) - универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах Тем самым Т включает в себя то, что передается (признанный как важный и необходимый для нормального функционирования и развития социума и его субъектов определенный объем социокультурной информации), и то, как осуществляется эта передача, те коммуникативно-трансляционно-трансмутационный способ внутри- и межпоколенного взаимодействия людей в рамках той или иной культуры (и соответствующих субкультур) на основе относительно общего понимания и интерпретации накопленных в прошлом данной культуры (и соответствующих субкультур) смыслов и значений Т обеспечивает воспроизводство в системах настоящей ("живой", "непосредственной") деятельности апробированных и выдержавших испытание временем образцов прошлой ("мертвой", "овеществленной") деятельности, те она детерминирует настоящее и будущее прошлым, уже сбывшимся и выступающим как сумма условий любой социокультурной активности Такое понимание Т делает это понятие применимым практически к любым фрагментам и уровням организации социокультурного опыта (как прошлого - культурное наследие, так и настоящего), что иногда служит основанием для отождествления Т и социокультурного опыта Последнее, однако, неправомерно, так как для включения в систему Т социокультурный опыт должен пройти селективный отбор на устойчивость и относительную массовость воспроизведения в структурах деятельности В узком смысле слова термин Т употребляется для характеристики самоорганизующихся и саморегулирующихся (автономичных) подсистем человеческой деятельности и связанного с ними социокультурного опыта, функционирование и развитие которых не связано с институциональными формами обеспечения через специальный аппарат власти Поведение социальных субъектов, организуемое и регулируемое с помощью Т, не предполагает формулирование и экспликацию целей действующими субъектами, его смыслы скрыты (даны) в нем самом Правомерность традиционных форм действия обосновывается и узаконивается самим фактом их существования в прошлом, а их эффективность оценивается через точность следования принятому образцу Такой вид Т можно назвать аутентичной, "первичной", нерефлексивной Т Она транслируется как непосредственно-практически, через воспроизведение определенных форм действий и следование определенным регламентирующим правилам поведения (ритуал), так и устно через фольклор и мифологию Все элементы Т пронизаны символическим содержанием, отсылают к закрепленным в той или иной культуре смыслам и архетипах Утрата смысловых компонентов в ритуальной форме бытования аутентичной Т редуцирует ее до уровня обычая как постоянно и массово воспроизводимой формы Данный вид Т статично репродуцирует прошлое и способен только к экстенсивному развитию, отбирая элементы социокультурного опыта по закрепленной в данной культуре матрице Именно о таких Т идет, как правило, речь, когда говорят о "консервативности", "косности", "неизменности" и тд Т как формы фиксации и механизме передачи культурных содержаний Уже в древневосточных, а особенно в античном обществах Т приобретает свою превращенную форму, рефлексируясь и рационализируясь в рамках профессионально создаваемой культуры Здесь она фиксируется в определенных текстах, получает письменно-знаковое выражение Пройдя такого рода обработку, Т вновь возвращается в пласт реального поведения и может вполне осознанно поддерживаться и трансформироваться действующими субъектами Причем, это возвращение носит существенно различный характер в зависимости от агентов, которым адресована Т Она может быть социализирована в деятельности как "потребителей", так и "творцов" культуры В последнем случае порождаются такие ее специфические виды как, например, авторская Т, а также вырабатываются Т работы с письменно-знаково оформленными фрагментами социокультурного опыта Именно в этих случаях можно говорить о неаутентичных, "вторичных", рефлексивных Т Совокупность "первичных" и "вторичных" Т конституирует понятие Т в широком смысле слова Оба эти вида Т объединяет их самоорганизующаяся природа, функционирование в режиме автономии, не предполагающем институционализированных форм обеспечения Различает же прежде всего та или иная степень отрефлексированности "вторичных" Т и изменения за счет этого их регулятивного потенциала "Вторичные" Т способны к интенсивному развитию, предполагают возможность перестройки прошлого через его постоянную переинтерпритацию в деятельной и знаковой формах, осуществляют отбор элементов социокультурного опыта через изменение самих укоренных в культуре матриц В этом смысле возможность изменения Т выступает условием ее постоянного воспроизводства и сохранения в социокультурных системах Широкое понимание Т позволяет рассматривать ее как универсальную форму и механизм упорядочивания и структурирования имеющих значение для живущих поколений людей содержаний любой культуры и ее подсистем Она, обеспечивая преемственность, предполагает, с одной стороны, полагание определенных границ человеческой деятельности, придания ей пространственно-временной устойчивости, известной инерции, а с другой - определенный сдвиг значений в передаваемых содержаниях, те постепенное явное или неявное (нерефлексируемое индивидами) их изменение Инновация только тогда приживается в социуме, когда вписывается в систему имеющихся значений социокультурного опыта, согласуется с имеющейся Т или порождает новую ТТ, следовательно, в значительной мере есть то, что удерживает нас в культуре и истории "Связывая" человека прошлым, закрывая (до известной степени) ему возможность ретроспективного произвола, Т открывает ему перспективу свободы в настоящем и будущем на основе прошлого Особым видом Т являются так называемые негативные Т, те основанные не на утверждении каких-либо ценностей, а на отрицании неприемлемых для данной культуры или субъектов ценностей Последние или осуждаются, или запрещаются явно (через табу) или скрыто (через дозволение иного) Негативная Т строится на основе образца того, как не следует поступать или на что не нужно ориентироваться Тем самым она оказывается зависимой от своего "противника", а, следовательно, невольно способствует закреплению, сохранению и трансляции тех смыслов и значений, с которыми пытается бороться Так, борьба с религиозными ересями способствовала сохранению идей, в них проповедовавшихся Не попадает в поле действия Т только явно (рефлексивно) или неявно неоцениваемое - ценностно-нейтральное Оно не замечается, замалчивается и умирает Утрата ценности в Т есть прекращение движения, невозможность развития в данном направлении Связанные с этой ценностью явления выпадают из системы трансляции и как бы перестают существовать, во всяком случае, актуально Являясь генетически первичной формой упорядочивания и структурирования социокультурного опыта и деятельности социальных объектов, Т выступает основой для возникновения социокультурных норм Однако в развитых социальных системах Т сама может быть рассмотрена как особый тип нормативного регулирования Если норма предполагает в пределе гетерономные, авторские источники своего происхождения, как бы привносится в массив наличного опыта субъектом извне и поддерживается определенными социальными институтами, то Т можно трактовать как разновидность автономных по происхождению и неинституализиро-ванных норм, что верно, прежде всего, для "первичных" Т Уже "вторичные" Т, имея производное от субъекта происхождение, но не нуждаясь в институционализации, могут быть рассмотрены как занимающие промежуточную позицию между собственно нормой и собственно Т Такую же позицию могут занимать и фрагменты Т, подвергшиеся институционализации, например, так называемое обычное право С другой стороны, собственно нормы, стереотипизируясь и интериоризируясь в деятельности субъектов, утрачивают необходимость в постоянной институциональной поддержке и могут эволюционировать в Т Регулирование социальных систем гл о на основе Т (как правило, "первичной") или собственно инновационной нормы служит (наряду с другими) одним из критериев различения тн традиционных и современных обществ В современных (индустриальных и постиндустриальных) обществах сфера деятельности Т сужается, среди самих Т возрастает вес "вторичных" Т Т становится предметом ряда интеллектуальных операций с целью обоснования выбираемого будущего поведения через ссылку на авторитет прошлого или, наоборот, предметом критики под лозунгом "освобождения от гнета прошлого" Однако, и в этих обществах роль Т как незаменимого механизма развития культуры сохраняется


Определения, значения слова в других словарях:

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева
Традиция [лат. traditio — передача, повествование] — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Т. складывается на основе тех форм деятельности, которые...
Философский словарь
(лат. tiaditio - передача) - форма преемственности в различных видах человеч. деятельности, материальной и духовной, предполагающая полное мл частичное воспроизведение спосо- бов, приемов и содержания деятельности предыдущих поколений. В клас. об-ве Т. носят клас. характер и в...
Философский словарь
(лат. tradi-tio, букв. — передача) - совокупность религ. положений и установлений, носящих якобы богооткро-венный характер. Цель и назначение П. с. - поддержать и обосновать «богоустановленность» св. писания, а также истолковать его важнейшие положения, выработанные задолго до...
Философский словарь
(от лат.-передача) – механизм воспроизводства социальных институтов и норм; передача духовных ценностей от поколения к поколению; общественные отношения, отличающиеся определенной исторической устойчивостью, повторяемостью, общностью. Сложившиеся в обществе традиции, отражая...
Философский словарь
(от лат. traditio — передача) — анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Т. может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период...
Философский словарь
(лат. traditio - передача, придание) - универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальныймеханизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в...
Философский словарь
(от лат. traditio - предание) - 1) передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение. безымянно авторитетна, принимается и передается в свободном согласии с тем, что ушедшие из жизни носители имеют право голоса в...
Психологическая энциклопедия
Любой социальный обычай или убеждение или согласованный набор таких обычаев и убеждений, который передается из поколения в поколение.
Психологическая энциклопедия
- исторически сложившиеся, передаваемые через поколения формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. складывается на основе тех форм деятельности, что неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу...

Поделиться:

Реклама