Топика - это...

ТОПИКА (греч topos - место) - техника пространственной организации мышления и понимания, а также организованное на ее основе мыслительное пространство Происхождение понятия восходит к античности "Т" - одна из книг аристотелевского "Органона", посвященная вопросам логической организации мышления в коммуникативных ситуациях: в устной беседе, философской дискуссии, при публичном изложении некоторой темы и тп Особенность коммуникативного содержания состоит, по Аристотелю, в том, что оно основано не на онтологических началах и истинных положениях, а лишь на правдоподобных, те кажущихся правильными большинству людей или мудрейшим из них Поэтому в коммуникации, считал Аристотель, необходимо использовать особую логическую технику, отличную от описанной им в "Аналитиках" Т рассматривалась Аристотелем как такое искусство (techne), "при помощи которого мы в состоянии будем из правдоподобного делать заключения о всякой предлагаемой проблеме и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение" Для этого он предлагал использовать топы - общие места, общие положения, которые организуют построение доводов, критику положений и тд Топы задают общую структуру различительности в пространстве коммуникативного содержания Использование Т существенно изменяло организацию коммуникации: высказывание тезисов, доводов и положений предполагало теперь фиксацию определенного топа, в котором они строились Неконтролируемые переходы из топа в топ запрещались Однако, Т Аристотеля, как и вся его логика, предполагала параллелизм между строением мыслительного содержания и строением речевой формы Поэтому возможный набор топов строился Аристотелем, исходя из зафиксированных им предикабильных и категориальных характеристик сказуемого Отказ от принципа параллелизма и включение Т в контекст современной философско-методоло-гической культуры открывают горизонты для новых подходов к разработке и освоению Т как средства организации мышления и понимания в коммуникации Современную интерпретацию и разработку понятие Т получило в системо-мыследеятельностной методологии (СМД-методологии), в рамках которой Т имеет организованное употребление в качестве особой мыслительной техники Возрождение интереса к Т можно объяснить как общим поворотом философско-методо-логической мысли к тематике коммуникации и диалога, так и тем значением, которое придается современным мышлением проблеме организации понимания В употреблении Т в СМД-методологии выделяются несколько этапов организации интеллектуальных процессов (мышления, понимания, рефлексии): 1) обнаружение/полагание Т - это изначально естественно-исторический процесс в реальности мыслеком-муникации, в которой нечто обнаруживает себя, становясь существенным, принципиально важным, местом-средоточием проблемной ситуации, но именно общим местом - топом Топ здесь - это самая общая фиксация проблемной точки ситуации, это то, что в дальнейшем предстоит понять и отрефлексировать, связать с другими топами в общем, целостном представлении Т здесь пока еще неотделима от смысловых структур, в которых организовано понимание ситуации, и является их функциональной компонентой Вместе с тем, полагая Т, методолог стремится задать минимальную структуру различительности, необходимую для схватывания ситуации Для этого он противопоставляет различные компоненты мыслекоммуникативной ситуации друг другу как различные ее топы: "больше всего занимает нас вопрос, есть ли нечто одно и то же или разное" (Аристотель) С этой точки зрения, Т представляет для методолога особое средство проблематизации, используя которое, он может фиксировать противоречия в наличной ситуации Технически этап полагания завершается номинацией топов и фиксацией их в топической схеме, изображающей Т как неупорядоченный набор пустых мест 2) Первичная организация Т начинается с восстановления рефлексивного контроля над процессами, протекающими на этапе полагания Это предполагает осуществление двух мыслительных процедур: (i) элиминацию смысловых связей между топами и введение вместо них отношения дополнительности, в соответствии с которым топы полагаются как независимые, дополняющие друг друга проекции ситуации (в схеме этот момент выражается неупорядоченностью набора топов); (и) содержательную не-гацию самих топов, те такой интенциональный разворот мышления, в результате которого топы перестают рассматриваться мышлением как содержательные ядра ситуации, а переходят в разряд граничных условий, рамок и тем для дальнейшего анализа (именно поэтому в топической схеме топы изображаются как пустые места) С этого момента становится возможным говорить о специфике Т как формы организации интеллектуальных процессов: а) Т есть наименее нормированный тип мыслительной техники, но именно это позволяет считать ее наиболее эффективным средством организации мышления в неопределенных, проблемных ситуациях; б) Т не является изображением идеального объекта, она не задает никаких содержательных связей и отношений между топами, несмотря на то очевидное обстоятельство, что смысловым образом соответствующие топам компоненты ситуации тесно переплетены и связаны между собой, а общее понимание ситуации "угадывает" за Т некоторый целостный объект; в) Т не определяет последовательности и связи мыслительных процедур при рассмотрении топов, формальные отношения между ними не заданы; г) изначально Т поддерживает лишь различительную способность мышления, те фиксирует то, что вычленяется и полагается в общем "проблемном месиве" (термин Р Акоффа) ситуации как разное, как то, что необходимо различать, как различные фокусы этой ситуации (Деррида называет такую установку и организацию интеллектуальных функций неологизмом differance - различение); д) Т предуготавливает само пространство, в котором рефлексия может устанавливать отношения между смысловыми структурами, удерживающими общее понимание ситуации, и идеальными объектами мышления Таким образом, Т есть прежде всего организация самого пространства в котором становятся возможными методологические мышление и понимание 3) Употребление Т в методологической работе зависит от типа решаемых задач, формы и жанра работы При анализе ситуации, схематизации смысла, тематизации, целеполагании, проблематизации Т используется по-разному, сама она при этом погружается в более широкие по отношению к данной мыслекоммуникативной ситуации контексты Сама по себе Т еще не дает оснований для определения порядка рассмотрения топов, последовательности процедур, установления отношений и связей между топами и объектами и тп Основания эти содержатся, во-первых, в функциональных структурах смыслов, во-вторых, в целевых и задачных установках, а, в-третьих, в системах мыслительных средств, используемых методологом Их соотнесение в Т и составляет содержание этого этапа В целом, в контурах употребления Т можно выделить несколько специфических моментов Общим категориальным средством, регулирующим работу с Т, является категориальная пара "место - наполнение места" В соответствии с ней, один и тот же материал может рассматриваться в различных топах, и, наоборот, материал, полагаемый в том или ином топе, может по необходимости сменяться, дополняться и тд Изначально, Т полагается свободной от материала, а его привнесение определяется конкретными целевыми и заданными установками Так, использование Т в проблематизации позволяет организовать и особым образом фокусировать проблемный материал Фиксируя на материале противоречия и разрывы на границах между топами, методолог вместе с тем проецирует эти противоречия в мышление, где им обозначаются дефициты средств и недостатки существующих объектных представлений При этом может быть показано, что данная Т является минимальной (или, если необходимо, может быть минимизирована) относительно определенного класса задач или определенного класса объектов, те что в меньшем числе топов данные задачи не могут быть решены, а данные объекты - описаны Такое "выворачивание" Т в мышление изменяет ее функцию: теперь методолог стремится определить ту идеальную действительность, которая может быть в ней выражена Т активно употребляется в процедурах схематизации смыслов и идеализации содержания Для этого в ней задается необходимая система категориальных отношений Схематизация производится функциональной рефлексией, устанавливающей функциональные смысловые отношения между топами в соответствии с заданной категориальной структурой Схема смысла как бы "рисуется" поверх Т, и одновременно Т схватывает и организует смысл своей категориальной структурой Очевидно, всякая Т ограничивает набор возможных схематизаций Если смысл не может быть "размещен" в Т, требуется расширение пространства Схема предоставляет методологу возможность различных употреблений, в зависимости от типа решаемых задач Например, может использоваться объектно-онтологический способ употребления, при котором содержание схемы идеализируется, а сама она интерпретируется как изображение объекта Установление объектных отношений и связей в Т меняет ее организацию: она становится объектным пространством или особой идеальной действительностью существования объектов Если проблематизация подтвердит предположение о минимальности Т относительно класса объектов, то последняя становится "ортогональной", те своего рода эпистемологическим аналогом координатного пространства в геометрии Схематически такая Т изображается системой ортогональных плоскостей-топов Т легко позволяет переходить от объектных представлений к тематизации, в которой определяются формы и границы данности того или иного содержания Каждый топ полагается при этом как отдельная единица тематизации (рамка, тема, сюжет) На разных этапах методологической работы с Т особенно часто применяются процедуры фокусирования и рефлексивного "выворачивания" Процедура фокусирования предполагает выделение различных частных фокусов или аспектов в материале, организуемом Т Каждая Т позволяет выделить столько же фокусов, сколько топов она содержит Для этого каждый ее топ последовательно центрируется, те полагается как центр, организующий вокруг себя все остальные топы и соответственно весь остальной материал, иначе говоря, вся Т рассматривается с позиции и точки зрения отдельного топа Другой часто используемой процедурой является "рефлексивное выворачивание", которая позволяет переносить ("выворачивать") организованности материала из топа в топ Поскольку в данном случае переносится уже так или иначе заданный и организованный материал, то прямое его "перекладывание" становится невозможным, ведь каждый топ определяет свою форму задания и свою собственную организацию Поэтому, каждый топ при этой процедуре необходимо рассматривать как "рефлексивно равно-мощный" всей Т в целом, те как способный в своих границах ассимилировать материал, организованный в других топах Для этого топ, в который производится выворачивание, полагается в качестве организующей рамки, тогда как выворачиваемые топы, наоборот, полагаются не как организующие начала, а как организуемая этой рамкой морфология и содержание Фокусирование и рефлексивное выворачивание лежат в основе ряда типологических процедур, выделяющих идеальные типы объектных отношений и структур Помимо того, рефлексивное выворачивание нередко используется для конструктивного развертывания тематизации или онтологических представлений


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(греч. topos - место) - техника пространственной организации мышления и понимания, а также организованное на ее основе мыслительное пространство. Происхождение понятия восходит к античности. "Т." - одна из книг аристотелевского "Органона", посвященная вопросам логической...

Поделиться:

Реклама