Томизм - это...

ТОМИЗМ - основное направление в схоластике, учение школы Т, которое с 13 века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината, с учетом темпоральных изменений социо-культурного и научного плана Сразу после смерти Фомы началась обработка его трудов и согласование имеющихся противоречий (особенно между "Summa Theologiae" и комментариями к "Сентенциям" Петра Ломбардского) Осмысление наследия "ангельского доктора" первоначально происходило преимущественно в рамках августинизма и явилось причиной многих теологических споров и критики томистского рационализма со стороны ориентированного на катафатическое богословие августинианства С 1278 Т становится официальным учением доминиканского ордена (в отличие от опиравшегося на августинизм раннефранцисканско-го ордена) Первое цитирование трудов Фомы относится к 1280 (первая книга "Сентенций" Р Кнепвелла), приблизительно в то же время Якоб Витербский и Иоаганн Эрфуртский занимаются разбором и доказательством некоторых фрагментов из трудов Аквината, а в 1314 на одном из судебных процессов слова Фомы приводятся в качестве авторитета Сам Фома был канонизирован в 1323 Однако труды теолога не только комментируются, но также исправляются Наиболее известная редакция принадлежит В де ля Марсу Свод ранних тезисов Фомы представлен в различных доминиканских редакциях ("Correctorium corruptorii") В борьбе со взглядами Иоанна Дунса Скотта на "Сумму" ссылаются даже противники томистского метода, например Генрих Гентский и Готфрид Фон-тейский Особенное развитие Т получил в трудах Гервея Но-талиса, Томаса Саттена, Бернарда Клермонтского, Иоанна Парижского и др За счет свободной интерпретации трудов ранних монистов Т достигает апогея в творчестве И Тинкто-ра (автор первого комментария к "Сумме теологии") и И Ка-преола, - в реальном культурном функционировании "Princeps thomistarum" последнего практически заменяют собой произведения Аквината Но, начиная с Каитана (с его именем связано рождение школы Т как таковой, он же судья Лютера), происходит возврат к Фоме Ф де Виктория использует "Сумму теологии" вместо "Сентенций" в качестве учебного пособия по богословию, для чего пишет свой комментарий После Три-дентского собора (1545-1563), который явился началом второго периода развития Т, Д Бонез систематизирует все произведения, имеющие отношение к творчеству Фомы Благодаря Бонезу становится возможным введение курса "Суммы теологии" в 1596 в Левенском университете Этот предмет с 1617 начинает изучаться на протяжении 7 лет Т получает широкое распространение благодаря образовательной деятельности миссионерских орденов, особенно иезуитов, использовавших метод Фомы в борьбе с протестантизмом и исламом на спорных между конфессиями территориях Значительным событием в истории Т был I Ватиканский собор 1870, где была принята "Догматическая Конституция католической веры" Третий период Т (см НЕОТОМИЗМ) начался с 1879 и длится по наши дни В рамках католической цркви Т рассматривается не как самостоятельное учение, но только метод рациональной интерпретации учения Церкви, в своих корнях восходящий к Августину, Петру Ломбардскому, Альберту Великому Доктрина Т выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума Таким образом, Т призван преодолевать нигилизм тер-туллианства и августинизма по отношению к интеллектуализму Поскольку бытие иерархично, то и познание имеет степени - разум и веру, дистанция между которыми была окончательно снята в Т посредством неразличения их объектов (они оба говорят о Боге, мире, человеке), атрибутирования им разного уровня адекватности, полноты и "спасительности для души" Т исходит из того, что благодать просвещает всего человека, следовательно облагодетельствованному изменению подвергается и его разум, а не только нравственное чувство, благодаря чему и возможна христианская философия, представляющая собой синтез метафизических идей античности, переосмысленных в свете веры, которая не элиминирует, но "ведет" разум Наряду с этой базовой презумпцией, Т основан на следующих философско-теоретических предпосылках: 1) различение сущего и сущности, что приводит к позиции умеренного реализма, где универсальный характер понятий происходил из абстрактной способности интеллекта (те универсалии, не существующие в реальности, имеют реальное основание); различение логически сущего и реально сущего; противопоставление сущности и существования (бы-тийствования), совпадающих только в Боге, благодаря чему возможно различение вещей; поскольку ничто в своей сущности не совпадает со своей бытийственностью, то все в мире только стремится к тому, чтобы быть; мир, существование которого не тождественно сущности в виду того, что ни одна его часть не обладает этим качеством, не существует сам по себе, но зависит от Бога, обладающего бытием "от века"; Сущий - имя Божие, те только Он подлинно существует, а мир только участвует в Его бытийствовании, следовательно в акте бытия мира происходит разворачивание Его сущности, представляющей собой бытийную потенцию мира; 2) "все сущее одно", едино, что в разных степенях обнаруживается на разных уровнях бытия; все следующее истинно, но не потому, что все сущее может быть познано, а потому, что все суть результат мышления Бога (те в отличие от учения Аристотеля, в Т истина является предметом метафизики, где истину онтологическую, божественную, следует отличать от логической, человеческой), степень истинности сущего зависит от уровня обладаемого бытия; "все сущее благо" (ибо создано благим Богом) и стремится к совершенству, Богу, поскольку зависит от Его бытия; 3) трансцендентирование Бога и человека в апофатическом смысле, где все сотворенное сообразно Богу и существует настолько, насколько уподоблено Богу, благодаря чему мир приобретает свое единство; 4) человек имеет рациональную природу, поэтому понимать - значит быть человеком Если бы разум знал только Бога, то он не желал бы ничего другого, но, в границах земного опыта человек сталкивается с добром и злом в вещах и действованиях (что ниже Бога), что постулирует право свободного выбора, в котором разум есть причина свободы, предполагающей возможность греха Т сыграл решающую роль в истории философско-тео-логической мысли и христианской культуры в целом Все последующие течения в рамках христианской теологии либо прямо продолжают развитие томистских идей, добавляя к ним новые, либо косвенно зависят от них, полемизируя и оспаривая их (см также ФОМА АКВИНСКИЙ, СХОЛАСТИКА, НЕОТОМИЗМ)


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия "Религия"
ТОМИЗМ — основное направление в схоластике, которое с 13 в. по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквинского, с учетом темпоральных изменений социокультурного и научного плана. Сразу после смерти Фомы началась обработка его трудов и согласование имеющихся...
Философский словарь
- доминирующее течение в католич. философия. Было основа») Фомой Аквинским, от имени к-рого и получило свое название (ро латыни Фома - Thomas). Католицизм использовал идеи Т. в борьбе против науки Нового времени. Реформация и бурж. революции привели к кризису католич. идеологии...
Философский словарь
направление в теологии и философии католицизма, основанное Фомой (лат.-Тома) Аквинским, который отстаивал принцип гармонии разума и веры, доказывая способность разума обосновать бытие Бога и опровергнуть философские доводы против христианских догматов. С 14 в. стал доминирующим...
Философский словарь
- основное направление в схоластике, учение школы Т., которое с 13 века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината, с учетом темпоральных изменений социо-культурного и научного плана. Сразу после смерти Фомы началась обработка его трудов и согласование...
Философский словарь
- основанная в XIII в. традиция, развивавшаяся под знаком имени св. Фомы Аквинского и сохранившая свое значение до сих пор. Ее черты: 1) сосуществование двух порядков бытия - естественного и сверхъестественного (благодатного), познание которых открыто для высших способностей...

Поделиться:

Реклама