Токвиль - это...
ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (1805-1859) - французский политический мыслитель, историк, социолог, государственный деятель, министр иностранных дел Франции в 1848 Т не оказал значительного влияния на социальную науку 19 в, но, заново открытый в середине 20 в, все чаще признается одним из классиков социологии и политологии Основные работы Т: "Демократия в Америке" (1835-1840) и "Старый режим и революция" (1856) - посвящены анализу новейшей социальной истории Америки и Франции В центре внимания автора - проблемы демократии и свободы Т специально не занимался вопросами методологии социального познания, но в своей практике исследования конкретных обществ представил образцы оригинального, по сути, социологического подхода к изучению общественных явлений На формирование взглядов Т большое влияние оказал Монтескье, в том числе такие его идеи, как детерминизм и историзм в анализе общества Знаменитая и очень популярная и в конце 20 ст на Западе книга Т "Демократия в Америке" представляет собой одну из наиболее удачных в 19 в попыток целостного исследования конкретного общества, во всем многообразии его институтов и связей: обычаи и право, политика и экономика, семья, воспитание и культура и др Вместе с тем, это не монографическое описание, а теоретико-социологическое исследование Автор констатирует два полярных идеальных типа исторических обществ: аристократия и демократия, используя эти термины прежде всего в социологическом смысле Американское общество интересует Т как конкретный пример исторической эволюции перехода к новому типу общественных отношений Основным содержанием этого глобального процесса является, по Т, индивидуализация общества, ослабление власти авторитетов и групп, размывание социальных барьеров между группами, рационализация мышления, приватизация частной жизни, ослабление ответственности перед обществом Т представил масштабное описание этоса демократического общества в Америке; происходящих под влиянием изменений объективных условий перемен в общественном сознании, образе жизни, семье, воспитании, культуре Новое общество, в отличие от феодализма, представляется Т как бесклассовое Вместе с тем Т не верил в социалистический идеал Неравенство, по его мнению, коренится в естественных различиях между людьми Демократия ликвидирует лишь его традиционные (сословные и тп) формы Раскрепощая инициативу людей и в целом способствуя возникновению более гуманных отношений, демократия порождает проблемы, вытекающие из противоречий равенства и свободы, создавая, например, новые формы социального неравенства: централизацию власти и "индустриальную бюрократию" Изолированные индивиды оказываются "равными" в своей зависимости от всесильной бюрократии Индивидуализация и централизация, противореча друг другу, являются неотъемлемыми формами демократического процесса Само возникновение демократии, по мнению Т, было связано с образованием абсолютным монархий "В определенную эпоху все монархии становятся абсолютными и все похожие явления порождены общей причиной Эта общая причина - переход от одного состояния общества к другому, от феодального неравенства к демократическому равенству" Процесс индивидуализации приводит к утере коллективных связей и оставляет индивида наедине с государственной машиной и "новой аристократией" - промышленными магнатами и их организациями, что создает ситуацию, которую позднее Фромм обозначил как "бегство от свободы" Т дал глубокий анализ противоречий демократий в Европе и Америке Однако, если для социалистов централизация власти в промышленном обществе являлась исходным пунктом анализа, Т воспринимал этот процесс как маргинальный Возникновению политического и других форм деспотизма из самой демократии, по его мнению, должны противостоять растущее самосознание и культура членов демократического общества, возможность свободно объединяться в союзы, развитие местного самоуправления, добровольных ассоциаций, распространение религиозной этики, несовместимой с культом государства Значение Т в истории социальных наук определяется оригинальностью его метода, основанного на анализе взаимосвязей социальных институтов, политической истории и промышленной революции во Франции и Америке На фоне глобальных теоретических конструкций, модных в 19 в, его работа "Демократия в Америке" отличалась редким для того времени сочетанием теоретического анализа и эмпирического исследования Не получившие справедливой оценки современников идеи Т оказали значительное влияние на историю социальной мысли в 20 в, в том числе на творчество М Вебера
Поделиться: