Тиллих Пауль - это...
ТИ́ЛЛИХ Па́уль (1886—1965) — немецкий теолог и философ, влиятельный представитель протестантской "неоортодоксии". Из семьи лютеранского пастора. В 1904—1909 гг. учился в университетах Берлина, Тюбингена и Галле. Автор исследований творчества Шеллинга с точки зрения философии (1910) и теологии (1912). В 1912 г. стал лютеранским священником, служил армейским капелланом в годы Первой мировой войны. После войны преподавал теологию и историю религий в учебных заведениях Берлина, Марбурга и Дрездена. В 1929—1931 гг. профессор во Франкфурте-на-Майне. За критику нацистской идеологии (работа 1932 г. "Социалистическое решение") был отстранен от преподавания и в ноябре 1933 г. вынужден эмигрировать в США. С этого времени и до 1955 г. был профессором философской теологии в Высшей теологической семинарии при нью-йоркском Колумбийском университете. В 1955—1962 гг. — профессор Гарвардского, затем до 1965 г. Чикагского университетов.Важнейшей проблемой в своей теоретической деятельности Т. считал отношение между Откровением и эмпирической реальностью. В этом вопросе он расходится с основоположником диалектической теологии Бартом, утверждавшем "диастаз" (разделение) христианской веры и культуры, к сфере которой Барт относил и институциализированную религию. Для Т. же состояние веры, а значит, и вырастающая из него религия есть фундаментальное начало культуры.Однако традиционный библейский образ Бога, по признанию Т., уже не может быть базовым фактором веры. В событиях XX в. старое понятие Бога рухнуло. Человечество переживает, считал Т., "время свершения" (кайрос) — начало чего-то нового, в том числе и поворот в системе религиозных ориентиров. Все прежние представления, отсылающие к Священному Писанию и вероисповедным документам, перестали быть несомненными. В них нет ответа на главную заботу человека — о своей конечности и о смысле бытия. Такой ответ дается только при осознании внутреннего присутствияБога в человеческом существовании. Но Бог является людям не как существо или личность, что свойственно прежнему пониманию. Бог есть "само бытие". Лишь абсолютность бытия способна вызвать у человека чувство предельного интереса, "захваченности" — т. е. веру. Тогда становится ясно, что грех — это отчужденность от бытия, а благодать — это принятие бытия.Через бытие вечность Бога постоянно присутствует во временности мира, поэтому бытийное самоутверждение человека одновременно есть и подлинное религиозное действие. В разные исторические эпохи оно совершается по-своему, но всегда требует "мужества быть" (работа с таким названием опубликована Т. в 1952 г.). Этим снимается страх смерти, чувство вины и отсутствие смысла. Символом соединения Бога и человека, бытия и экзистенции стал новозаветный образ Иисуса.Исполненность бытия божественным присутствием уменьшает, по мнению Т., демонические начала в культуре. С ростом ее религиозного содержания ближе становится момент единения человеческой истории и божественного порядка. Наиболее удачным примером такого сближения Т. полагал протестантизм. Этой конфессии присуща равноудаленность от Бога и профанной, и сакральной деятельности человека. Но в таком случае и близость обеих этих сфер Богу будет одинакова. Мирское для протестанта имеет значение не менее сакрального, но смысл получает только в единстве с сакральным.Новое измерение должна получить и теология. Т. назвал его апологетическим. Задача теологии — реагировать на современность с позиций "вечной христианской Вести". Для этого предлагается "метод корреляции": внесение выверенных с точки зрения веры поправок в спонтанную реакцию на текущие жизненные проблемы. Подробному описанию того, как соотносятся вечные истины христианства с их подвижными в историческом времени истолкованиями посвящен капитальный трехтомный труд Т. "Систематическая теология" (1951—1963). С этой проблематикой сопрягается содержание и др. известных его работ — "Динамика веры" (1957), "Теология культуры" (1959), "Христианство и встреча мировых религий" (1962).
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: