Тиллих - это...
ТИЛЛИХ (Tillich) Пауль (1886-1965) - немецко-аме-риканский протестантский теолог и философ, один из классических представителей (в ранний период своего творчества) диалектической теологии Теологическое образование в университетах Берлина, Бреслау и Халле Доктор теологии и философии; в 1914-1918 - капеллан в действующей армии Германии Преподавал в Марбургском и Франкфуртском университетах (1929-1933), в эмиграции в связи с приходом фашистов к власти - в Нью-Йоркской высшей теологической школе, Гарвардском университете (1955-1962) Основные сочинения: "Мужество быть" (1952), "Динамика веры" (1957), "Теология культуры" (1959), "Систематическая теология" (1951-1963) и др Теологическая система Т построена на границе теологии, философии и психологии, в ней он стремился объединить религию и культуру в синтетической "апологетической" теории, призванной отвечать на вопросы, содержащиеся в "человеческой ситуации", в трактовке которой Т опирался на экзистенциализм В работе "Мужество быть" Т обращается к теме тревоги Он выделяет три формы тревоги: тревога судьбы и смерти, тревога пустоты и утраты смысла, тревога вины и осуждения Исследуя природу тревоги, Т предлагает пути ее преодоления, преодоления отчуждения и обретения идентичности посредством "мужества быть" Мужество коренится в опыте Бога - опыте, принимающем тревогу отсутствия смысла и тревогу сомнения в ситуации разрушения традиционных символов и институций (эпоха "кайроса") - ситуации на границе человеческих возможностей, которая определяется Т как "безусловная вера" или состояние захваченности Богом, "который по ту сторону Бога", и где нет ни церкви, ни культа, ни теологии, но которая движется в глубине всего этого Работа "Динамика веры" развивает темы "Мужества быть" Специфика протестантской религиозности раскрывается Т в понятии "протестантский принцип", который требует динамичности веры Динамика заключается во включении критического элемента в акт веры, те сомнения Тогда принцип "оправдания верой" преобразуется в принцип "оправдания сомнением", а критерий истины заключается в выражении предельного, характеризующего безусловную веру Понятие "безусловного" позволяет Т соединить две сферы - сакрального и секуляр-ного, в разделении которых он видит трагедию человека, отчужденного от истинного бытия Религиозный опыт, находящийся в основании культуры, - главная тема "Теологии культуры" Согласно протестантскому принципу, священное не ближе к Высшему, чем профанное: оба они бесконечно далеки и бесконечно близки к Божественному Религия как предельный интерес определяется Т как субстанция, наделяющая смыслом культуру, а культура - как сумма форм, в которых выражается основополагающий интерес религии Всякое религиозное действие в ситуации организованной религии или движения души сформировано культурой, так что религиозное и секулярное - области не разделенные, они располагаются одна в другой Широкое толкование религии позволяет Т определять многие секу-лярные движения как квазирелигиозные Их встреча с собственно религиями задает специфику современной ситуации и рассматривается в работе "Христианство и встреча мировых религий" (1963) Теология культуры Т, предлагающая выход из ограниченности человеческой ситуации к основанию бытия, из которого мы можем черпать мужество для утверждения бытия, даже пребывая в состоянии сомнения, тревоги или отчаяния, обрела мировую известность в Америке и Европе, оказав значительное влияние на теологию протестантского модернизма, прежде всего - теологию "смерти Бога" (см: СМЕРТЬ СУБЪЕКТА), а также на католическую "теологию освобождения" (см также: ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ)
Поделиться: